Тонар

Мало кому известно, что известная в России компания по производству прицепов и полуприцепов Тонар (официальный сайт) вот уже около десяти лет производит грузовые автомобили собственной конструкции.

В 2013 году в компании решили попробовать начать новое для себя дело, а именно — производство тяжелых карьерных самосвалов для эксплуатации на “сложных” грунтах. Это должны были быть более прочные и производительные автомобили, чем самосвалы на базе “дорожных” моделей, и одновременно более дешевых, чем классические карьерные самосвалы БЕЛАЗ. В качестве объекта производства выбрали китайский «карьерник» Shaanxi SX5504 с колесной формулой 6х4. Его шасси стали собирать на производстве Тонара из привозных машинокомплектов, а вот кузов решили сделать самостоятельно. Получившийся самосвал грузоподъемностью 45 тонн назвали Тонар-4525.

Раму «тонаровцы» довольно быстро начали делать самостоятельно, а затем заменили и китайский 375-сильный дизель Weichai на отечественный агрегат ЯМЗ-650 мощностью 412 л.с. Плюс к тому в дополнение к 25-кубовому кузову для скальной породы освоили изготовление увеличенной 37-кубовой платформы для перевозки угля.

В 2017 году конструкцию карьерных самосвалов на Тонаре полностью переработали. Машины нового поколения, сохранив прежнее обозначение, получили новую 2-местную капотную кабину собственного производства вместо прежней 1-местной бескапотной, завозившейся из Китая. Полностью поменялась подвеска: была рессорная, стала пневморессорная спереди и балансирная на резиновых упругих элементах сзади. Наконец, в качестве силового агрегата стал использоваться 13-литровый Cummins QZ13 мощностью 450 сил с 6-ступенчатой автоматической коробкой передач Allison (раньше ставилась китайская 9-ступенчатая механическая коробка). Грузоподъемность самосвала осталась прежней: 45 тонн.

В мае 2018 года Машиностроительный завод «Тонар» представил новый, еще более тяжелый карьерный самосвал модели Тонар-7501. От предшественника, помимо общей компоновочной схемы, он позаимствовал только капотную кабину. А все прочие агрегаты стали более крупными: сделали прочнее раму и подвеску, подобрали более грузоподъемные мосты и шины, установили более мощный 15-литровый двигатель Cummins QSX15 с отдачей в 540 «лошадей». Благодаря всем этим нововведениям грузоподъемность самосвала Тонар-7501 удалось увеличить ровно на треть: с 45 до 60 тонн. Первый опытный образец новой машины на днях отправится в Кемеровскую область для тестовой эксплуатации на Распадском угольном разрезе.