Sisu

История

Логотип Sisu Auto

Логотип Sisu Auto

Sisu Auto — финская компания производящая грузовые автомобили. Sisu в переводе с финского означает «упорство, выносливость, несгибаемость».

Sisu была создана в 1931 году. В 1932 году компания начала выпуск 1,5-тонных грузовиков S-321 и S-323 (оснащённых двигателями Volvo Penta шведского производства), которые начали поступать на вооружение финской армии.

В 1934 году компания начала производство грузовиков SO-3 (оснащённых двигателем финского производства), в 1936-1937 гг. изготовила для финской полиции броневик «Sisu«, в 1938 году — начала производство 3,5-тонных грузовиков Sisu SH-6 (оснащённых американскими двигателями Hercules).

Уже к концу 1950-х годов компания самостоятельно изготовляла все узлы для своих грузовиков, смело внедряла передовые технические новинки. СССР стал постоянным покупателем грузовиков Sisu только в начале 70-х годов. Первая партия состояла из автомобилей-рефрижераторов для обслуживания магазинов «Океан». Затем в СССР было поставлено несколько сот лесовозов, тягачей, самосвалов и других машин Sisu.

Sisu Auto входит в состав концерна Оу Sisu AB, выпускающего технику для лесного хозяйства, тракторы, портовые тягачи и погрузчики, военное оборудование. С 1996 года Оу Sisu AB — полноправный член машиностроительной группы Partek. Фирма Sisu Auto владеет заводом в Карьяа, недалеко от Хельсинки, где занято 670 человек. Ежегодный объём производства в 60 — 70-х составлял свыше 1000 машин, в 80-е годы этот показатель снизился до 750 единиц, в начале 90-х упал еще на треть. В последние годы выпускается по 500-550 грузовиков. Из них около 85 % остаются в Финляндии. Доля Sisu на местном рынке в классе грузовиков полной массой свыше 16 т. — около 25 %. В сокращении объемов производства Sisu «повинен» и восточный сосед, выбывший на несколько лет из числа постоянных покупателей. Тем не менее, финская фирма продолжает делать ставку на российский рынок. В самое последнее время возобновились поставки (в том числе по лизингу) автомобилей Sisu в северные регионы России (уже отправлено более 100 машин). Специфические особенности эксплуатации тяжёлых АТС в Финляндии определяются потребностями горнодобывающей, деревообрабатывающей, строительной отраслей промышленности. Необходимы максимальная грузоподъёмность и эффективность эксплуатации независимо от дорожных или климатических условий — на это и нацелены конструктивные особенности грузовиков Sisu. Повышенная прочность шасси, особая надежность и эксплуатационная пригодность автомобилей к работе в холодном климате несколько перетяжелили конструкции, так как все Sisu, в основном, должны работать не только на шоссе, но и на грунтовых и заснеженных дорогах.

Sisu M 6

Sisu M 6

На сегодняшний день Sisu работает только по заказам и предлагает большое количество автомобилей с колесными формулами от 4×4 до 10×10, полной массой свыше 18 т. Машины комплектуются двигателями Caterpillar и Renault, трансмиссиями ZF, Allison и Fuller, раздаточными коробками Steyr, сцеплениями Spicer.

Самостоятельно Sisu изготавливает рамы, кабины, ведущие и ведомые мосты. Последние идут на экспорт во многие страны мира. Неведущие управляемые подъёмные мосты с электрогидравлическим приводом могут подниматься даже с полной нагрузкой автомобиля. Они устанавливаются спереди или сзади, а иногда сразу по обе стороны от задней ведущей оси. Это обусловлено именно той самой финской спецификой, когда, например, лесовозный автомобиль должен сначала работать в глубоком снегу на лесосеке, а потом выезжать с грузом на шоссейную дорогу. На бездорожье подъём одного-двух ведомых мостов позволяет увеличить сцепной вес на ведущую ось и повысить проходимость, а при движении по шоссе эти мосты опускаются, уменьшая осевые нагрузки. Автомобили или автопоезда полной массой 32; 44 и 60 т., транспортирующие груз по дорогам общего пользования, в Финляндии должны иметь соответственно 4, 5 и 7 осей. Так на Sisu появились необычные большегрузные самосвалы с колесными формулами 8×2 и 10×2 с несколькими подъёмными осями, 60-тонные лесовозы с трехосными тягачами 6×2 и 4-осными прицепами длиной до 22 м., автопоезда, состоящие из 5-осного тягача 10×4 и двухосного полуприцепа. Чтобы задействовать неведущие оси, используются специальные зубчатые барабаны, опускающиеся между колесами соседних осей и передающие примитивным фрикционным способом крутящий момент от ведущих колес на ведомые.

Чтобы победить холод, все модели оснащаются многочисленными системами подогрева: топливных фильтров, трубопроводов, тормозных механизмов, картеров коробки передач, ведущего моста, двигателя. В конструкции используются морозостойкие стали, пластмассы и резинотехнические изделия. Кабина покрывается многослойным антикоррозионным покрытием, имеет усиленную теплоизоляцию и мощные отопители. Шасси поражают массивностью и внушают уверенность в их надежности. Особо прочная рама собирается из швеллеров на болтах. Подвески — на широких рессорах. Огромные алюминиевые баки вмещают 400-500 л. топлива.


Статья о фирме Sisu

У маленьких автомобильных фирм нелады с собственной историей. Не исключение и Sisu: я, как ни старался, так и не обнаружил на заводе исторических экспонатов, за исключением картины с изображением старого грузовика. А между тем, эта небольшая финская компания выпускает грузовики почти семьдесят лет!

Начало

Все началось 1 апреля 1931 года, когда предприниматель Тор Несслинг основал компанию по производству автомобилей. Причем только год спустя, когда были построены первые двенадцать грузовиков, финны задумались: как их назвать? Был устроен конкурс на лучшее название, и победил некий Вейкко Арохонка, который предложил имя «Sisu«, что по-фински означает силу воли, мужество — качества, которые очень ценят финны.

У первых грузовиков-«двухтонок» под капотом стоял шведский мотор Volvo Penta. В 1934 году поставщика моторов решили сменить: вначале выбор пал на местную компанию Olimpia, но в конце концов остановились на американской марке Hercules. Кстати, Sisu того времени лишь на 22% состояли из «родных», финских комплектующих.

В 1938 году завод построил прототип бронеавтомобиля: близились суровые военные времена. Ровно через год началась советско-финская война, затем — вторая мировая… Во время войны завод был передан другому владельцу, который разделил фирму на две части.

Новая история

Sisu KB-112 1960 года

Sisu KB-112 1960 года

Одна из образовавшихся компаний в 1946 году возобновила производство по довоенным чертежам; поскольку завод был построен под местечком Ваная, автомобилям было дано имя Vanaja. Под этой маркой не один десяток лет выпускались грузовики, автобусы и разная спецтехника; забегая вперед, скажем, что в 1967 году Vanaja вновь объединилась с Sisu.

Вторая компания, Suomen Autoteollisuus, обосновалась под Хельсинки, в Карьяа: там и был построен нынешний завод Sisu. Вначале в Карьяа только собирали шасси, да еще варили кузова для автобусов и трамваев. Но уже в середине пятидесятых на рекламном проспекте завода красовались капотный грузовик и автобус на фоне пальм. (Откуда пальмы, если дальше Северной Европы Sisu никогда не продавались?…)

В 1963 году началось производство модели КВ-117: как утверждает Sisu, она стала первым в Европе массовым грузовиком с откидывающейся кабиной. Конечно, приятно быть первыми, но в этом случае финны несколько кривят душой: за год до них Volvo начал серийный выпуск модели Raske TIPTOP, у которой тоже откидывалась кабина.

В семидесятых годах Leyland, SAAB-Scania и Sisu образовали «тройной союз». Но из этого, как известно, ничего не вышло…

Sisu

Sisu

В 1981 году на рынок вышла серия S. Сегодня эти машины вовсю работают в Финляндии; более того — они хорошо известны и у нас (особенно в северных районах и Карелии). Есть лесовозы, «дальнобойщики», строительные автопоезда, самосвалы, уборочные машины.

Кстати, об уборочных машинах: работа Sisu-снегоочистителя достойна отдельного описания. Мощный грузовик с отвалом на «носу» идет по магистрали, ничуть не мешая потоку — со скоростью 80 км/ч. Снег веером летит за обочину, причем чистится сразу полдороги. Красота! А еще на Sisu в свое время построили партию 600-сильных тягачей Mammut для работы под землей. «Мамонты» работали на шахтах LKAB в заполярной Швеции: их полная масса достигала 170 тонн!

Но сейчас «мамонты» отработали свое, и их заменяют на обычные автопоезда Volvo — уж слишком дорогой оказалась столь необычная техника.

Новейшая история

Весной 1996 года финны представили серию Sisu E. Тогда мы подробно писали об этих машинах; они нам очень понравились, но… Настоящие причины кризиса, который разразился на Sisu, до сих пор неизвестны. Говорят, что виной всему проблемы с российским лизингом, из-за которых фирма потеряла едва ли не десять миллионов долларов.

Как бы то ни было, в январе 1997 года компанией завладел концерн Partek; к тому же, явно не от хорошей жизни, был заключен договор с французской компанией Renault V. I.

Более того, продажей Sisu теперь ведает фирма Hansa Auto, которая на 50% принадлежит французам.

Sisu

Sisu

В результате пришлось сворачивать производство собственных (и очень неплохих) кабин, и с тех пор все Sisu оснащаются кабинами от модели Renault Premium. Изменился и силовой агрегат: теперь устанавливаются в основном 12-литровые моторы Mack и КПП Renault (впрочем, в качестве альтернативы можно, как и раньше, установить 11- или 14-литровый Cummins и коробку передач Eaton).

Осталось упомянуть про гоночные тягачи: команда Sisu Racing существовала с 1989 по 1995 годы, и за это время она трижды завоевывала Кубок Европы. Затем гоночные Sisu перешли в собственность частной команды DRT, но с нынешнего года и она оставляет поле боя…

В иные времена финны продавали в Россию по 100 машин в год — пятую часть от всего объема производства.

Кроме того, на КамАЗе существовал проект сборки грузовиков с кабиной Sisu S. Дальше опытных образцов дело не пошло, но затем дочерняя фирма Альткам понемногу строила машины с этими кабинами. Сегодня проект умер окончательно…

Похоже, что после кризиса на Sisu и сами финны практически ушли с российского рынка. А одной из немногих «точек соприкосновения» остается RTE, Раменское грузовое предприятие под Москвой (там работает немало Sisu).

Мы уже писали о том, что в прошлом году пилот команды RTE Игорь Коновалов на гоночном Sisu выступал в гонках грузовиков — и занял десятое место в классе Race. В нынешнем году RTE вновь планирует выйти на гоночное кольцо. Осталось ждать совсем немного: чемпионат начнется в апреле.

Ф. ЛАПШИН
Фото автора и фирмы Sisu
Газета «Авторевю» 1997-1999 гг..


Бонус:


Яндекс ищет фото Sisu