Phaenomen

«Феномен» ,1888 г.

В 1888 г. в восточногерманском городе Циттау Карл Густав Хиллер (Carl Gustav Miller, 1863-1913) заложил фабрику ткацких станков, где вскоре начал выпускать велосипеды и мотоциклы марки «Феномен«, а с 1907 г. — простые 3-колесные мотоколяски «Феномобиль» (Phanomobil), на которых устанавливали фургоны на 300 кг груза. Они снабжались мотором V2 воздушного охлаждения мощностью 6-7 л.с. В 1910-е гг. фирма серийно выпускала несколько моделей 3-колесных автомобилей грузоподъемностью 550-700 кг, оснащенных 4-цилиндровым двигателем воздушного охлаждения (1536 см3, 12 л.с.) и планетарной 2-ступенчатой коробкой передач. Они монтировались над передним колесом, которое приводилось цепной передачей и управлялось водителем при помощи длинного рычага.

Phaenomen 4RL 1930

После первой мировой войны ажиотажный спрос на примитивно простые и дешевые 3-ко-лесные машины сохранился, что позволило начать изготовление новой модели «Феномобиль 12/15PS«. С 1927 г. в программу «Феномена» вошли 4-колесные машины с двигателями воздушного охлаждения. Первая модель «4RL» грузоподъемностью 750~1000 кг снабжалась прежним 1,5-литровым мотором от довоенного «Феномобиля» мощностью 16 л.с., 3-ступенчатой коробкой передач, рессорной подвеской и тормозами на всех четырех колесах. Отсутствие водяного радиатора наложило соответствующий отпечаток на внешний облик автомобиля, получившего короткий «глухой» капот в стиле «Рено» (Renault).

Успех новых машин позволил в 1931 г. включить в программу 1,7-тонный грузовик «Гранит-25» (Granit), оборудованный двигателем воздушного охлаждения (2497см3,35-37л.с). Его специфической особенностью был передний мост, вынесенный вперед до плоскости фальш-радиатора, за которым вращался вентилятор охлаждения. В 1935 г. началось производство 2,5-тонной серии «Гранит-30″ с 3-литровым вариантом прежнего двигателя мощностью 55-58 л.с., 4-ступенчатой коробкой передач и тормозами на всех колесах. Наиболее интересным в 1939 г. стал вариант Гранит-30D» с вихрекамерным дизелем воздушного охлаждения собственной конструкции (4100 см3, 60 л.с). В 1937 г. фирма выпустила 10-тысячный грузовик, а за предыдущие 10 лет ее штат возрос с 750 до 1300 человек.

Phaenomen Granit 1500 S 1940-45

В рамках программы милитаризации экономики «Феномен» выпускал 1,5-тонный грузовик «Гранит-1500S», для которого были созданы новый двигатель Гранит-27″ (2678 см3, 50 л.с.) и 4-ступенчатая коробка передач. Через год появился вариант «Гранит-1500А» (4×4). Обе машины оставались в производстве до весны 1945 г., когда советские войска заняли город Циттау.

30 апреля 1946 г. завод «Феномена» был национализирован. С января 1950 г. он выпускал 1,8-тонный «Гранит-27» — переименованную армейскую модель «1500S». Через два года увидела свет «Гранит-32» -единственная новая послевоенная модель, оснащенная довоенным дизелем с верхним распределительным валом, уменьшенным до 3,2 л рабочим объемом и мощностью 52 л.с. В 1953 г. появился 2-тонный «Гранит-ЗОК» с овальными фарами, встроенными в обновленную переднюю облицовку. С технической точки зрения он представлял собой прежнюю конструкцию с 3-литровым мотором в 55 л.с.

В 1956 г. марку «Гранит» заменили на «Гарант» (Garant), а со следующего года завод получил название «Робур» (Robur). В течение следующих четырех лет он выпускал две последние модели под маркой «Робур Гарант». В целом до 1961 г. автомобилей «Гранит» и «Гарант» было изготовлено 50 тыс. штук. Им на смену пришли грузовики «Робур» с кабиной над двигателем, сохранившие прежние технические решения «Феномена«.


Бонус:


Яндекс ищет фото Phaenomen