МЗКТ — Минский завод колесных тягачей

Продукция Минского завода колесных тягачей (МЗКТ) — автомобильная гордость белорусов, о которой мы почему-то вспоминаем только во время праздничных парадов. Но сегодня мы в какой-то степени попытаемся восполнить этот патриотический пробел благодаря нашему собеседнику — Владимиру Ефимовичу ЧВЯЛЕВУ, главному конструктору МЗКТ, который всю свою жизнь связал с конструированием многотонных грузовых машин.

Mzkt Volat

МЗКТ Volat

Эти автомобили отличаются мощными двигателями, повышенной грузоподъемностью, мобильностью, высокой производительностью, способностью перевозить большегрузные крупногабаритные, неделимые грузы в любых дорожных условиях, отменной проходимостью в условиях пересеченной местности и слабонесущих грунтов, а маневренность этих многотонных махин сопоставима с легковыми автомобилями среднего класса. Именно на таких машинах базируется «щит Родины»; они работают и эксплуатируются практически в любых климатических условиях. Без подобных многоосных тягачей не обходится сейчас ни одна серьезная армия в мире.

Может быть, поэтому наши сограждане мало знают об этих удивительных и уникальных машинах. Ведь процесс их создания и использования до недавнего времени был строго засекречен. Впрочем, как и имена их творцов.

Речь идет о продукции минского завода колесных тягачей (МЗКТ), пожалуй, одного из немногих в мире предприятия, специализирующегося на выпуске внедорожных автомобилей большой грузоподъемности и прицепной техники к ним, а также специальных колесных шасси под монтаж самого разнообразного оборудования. Диапазон созданных заводом транспортных средств очень велик и разнообразен. Достаточно сказать, что разработанные и, в основном, поставленные на производство машины, шасси и тягачи имеют от одной до двенадцати ведущих осей у каждой. Грузоподъемность ТС составляет от 20 до 220 т. При этом они полноприводные, имеют двигатели большой мощности (от 240 до 1500 л.с.), гидромеханические трансмиссии собственной разработки и производства, двухскоростные раздаточные коробки, двухступенчатые приводы мостов с планетарной колесной передачей, разрезные мосты с независимой торсионной подвеской, широкопрофильные, низкого давления большегрузные шины с регулируемым внутренним давлением из кабины водителя, от двух до восьми (в зависимости от общего количества) управляемых осей, обеспечивающих приемлемую маневренность. Особенностью автомобилей являются дифференциальные схемы привода колес, включающие в себя самоблокирующиеся и блокируемые межколесные и межмостовые дифференциалы.

Подтверждением высокого профессионализма конструкторского коллектива СКБ МАЗ является тот факт, что три завода — Белорусский автомобильный (БелАЗ) в г. Жодино, Могилевский автомобильный (МоАЗ) и Курганский завод колесных тягачей (КЗКТ) — начали свою историю с выпуска машин, созданных указанным коллективом.

Если до 90-х годов основной продукцией МЗКТ были тягачи и шасси, создававшиеся и выпускавшиеся в интересах МО СССР и РФ, то потом, в соответствии с конверсионной программой, направление развития продукции завода изменилось. Она состоит в основном из машин для народного хозяйства, а уже на их базе за счет технологии двойного применения продолжаются работы по созданию изделий для МО РФ.

В настоящее время завод выпускает изделия по шести основным семействам: 1) большегрузные многоосные полноприводные шасси и тягачи высокой проходимости; 2) большегрузные многоосные полноприводные шасси и тягачи высокой проходимости под монтаж различного оборудования для отраслей народного хозяйства; 3) большегрузные автопоезда в составе многоосных тягачей и полуприцепов (прицепов) грузоподъемностью 40-75 т. и более для транспортировки различных грузов и техники как по дорогам, так и вне их; 4) большегрузные дорожные (ширина 2,5 м.) автомобили и шасси с колесной формулой 8х4, предназначенные для транспортных перевозок по различным дорогам и монтажа различного оборудования с целью создания специализированных агрегатов; 5) специальные шасси с колесными формулами 6х4, 6х6, 8х4, 8х8 и 12х12 со специальной усиленной рамой для монтажа кранового, экскаваторного и других видов оборудования; 6) специальные полноприводные автомобили, самосвалы и шасси с колесными формулами 6х6 и 8х8 шириной 2,5 м., предназначенные для монтажа различного оборудования для предприятий нефтегазового комплекса и других целей.

История предприятия уходит в 1954 год, когда по распоряжению правительства при Минском автозаводе было организовано специальное конструкторское бюро (СКБ). Посвященные слышали о его задачах лишь в самом общем виде: создавать для армии большегрузную автомобильную технику высокой проходимости. Гораздо меньше было тех, кто знал, что речь идет об артиллерийских тягачах. И уж совсем немногие были знакомы со «странными» требованиями заказчика к этому тягачу: преодолеваемые подъемы — до 30 градусов, броды — до 1,3 м., впечатляющий запас хода по топливу (до 1000 км)…

Первым руководителем СКБ был известный конструктор автомобилей Борис Львович Шапошник, бывший еще до войны главным конструктором ЗИСа. Именно его усилиями создавался творческий коллектив конструкторов, которому удалось разработать, испытать, довести и поставить на серийное производство большое число оригинальных и разнообразных транспортных средств указанного назначения.

В 1955 году в СКБ пришел работать молодой специалист, выпускник автотракторного факультета Белорусского политехнического института, 23-летний инженер-механик Владимир Чвялев. С тех пор судьба Владимира Ефимовича неразрывно связана с этим уникальным предприятием, с созданием многоосных машин, их совершенствованием и модифицированием.

ЧВЯЛЕВ Владимир Ефимович — главный конструктор МЗКТ
Родился 1932 г. в Смоленске.
В 1950 г. окончил среднюю школу N14 (г. Кисловодск).
В 1955 г. завершил обучение в БПИ (АТФ) по специальности «инженер-механик автомобиля».
С 1955 г. начал трудовую деятельность на МАЗе в СКБ.
1956 г. — старший инженер-конструктор.
1957 г. — ведущий инженер-конструктор.
1960 г. — начальник конструкторского бюро инженерных тягачей.
1963 г. — начальник конструкторского бюро большегрузных поездов.
1970 г. — начальник конструкторского бюро перспективного проектирования.
1974 г. — заместитель главного конструктора.
1977 г. — первый заместитель главного конструктора.
С 1985 года — главный конструктор.
Лауреат Государственной премии СССР (1989 г.), заслуженный работник промышленности РБ (1984 г.), академик Российской академии проблем качества и Белорусской инженерной технологической академии.
Женат. Имеет дочь и две внучки.

— Какова первая разработанная вами машина?
— Мне довелось принять большое участие в разработке одноосного тягача МАЗ-529 в 1956 году. История тягача очень интересна. Разрабатывать его начали в качестве базы для самоходных скреперов и другой землеройной техники. В итоге тягач и его модификации получились достаточно удачными, он стал применяться не только в комплекте со скрепером, но и в качестве тягача-установщика ракетных агрегатов на стационарных позициях. Автомобиль прошел весь необходимый цикл проверок и в 1959 г. был рекомендован к серийному производству.

В 1959 г. я был назначен ведущим конструктором МАЗ-538. Это инженерный тягач, особенностью которого является использование навесного и прицепного оборудования спереди и сзади. Причем в случае необходимости его можно было использовать одновременно. Производство МАЗ-538 наладили в г. Кургане. Выпускался он с 1963 г. до начала 90-х годов.

Интересный факт. Первые испытания прототип автомобиля МАЗ-528 проходил недалеко от завода в болоте. Сейчас это район пересечения улицы Ангарской и Партизанского проспекта.
— О дизайне многоосных автомобилей времен «холодной войны» говорят, что он выдержан в консервативном ключе. А какова на самом деле была концепция?
— Машины наши внедорожные и прежде всего предназначались для нужд армии. Поэтому вопросы эстетики и комфорта уходили на второй план. Требовалось обеспечить стопроцентную эффективность автомобиля, соответствие заданным параметрам и умеренно низкую стоимость конструкции. Разумеется, о комфорте думали меньше, но все же необходимые условия для людей, эксплуатирующих технику, были предусмотрены.
— Как часто обновляется команда конструкторов?
— Я работаю на заводе вот уже 46 лет. Все происходило на моих глазах. Могу сказать, что идет постоянный прием молодых специалистов. Он был всегда. Кроме, пожалуй, 90-х годов, когда молодые инженеры, получив возможность после окончания вузов самостоятельно трудоустраиваться, в большинстве своем «пошли торговать цветами», то есть искали работу не по специальности. За всю историю предприятия было разработано около 100 машин, включая различные модификации. Видоизменения вызваны использованием автомобилей и спецификой монтируемого оборудования. Даже одна машина — это сотни и тысячи чертежей, деталей и т.д. Работа у нас творческая, специфическая, интересная, поэтому определенное число конструкторов практически сохраняется.
— Что следует ожидать от МЗКТ в ближайшем будущем?
— О будущем мало кто говорит (не загадывают). Жизнь не стоит на месте и всегда требует улучшения конструкций. Конверсия стала главной проверкой для нашего предприятия. Считаю, что мы пошли по верному пути. В настоящее время занимаемся производством той техники, на которую существуют реальные заказы. МЗКТ по силам построить автомобиль с любой колесной формулой — от 4х4 до 16х16 — и с двигателем — хоть отечественным, хоть импортным — по желанию заказчика. Будут учтены и другие требования, причем уникальная машина, какой еще нигде нет, будет готова не позже чем через полгода. Это возможно благодаря модульному проектированию: новые автомобили как бы складывают из готовых узлов-«кубиков». Многие узлы — от двигателей, кабин, мостов и других узлов — унифицированы с мазовскими, что облегчает потребителю ремонт.

Из новых автомобилей, прошедших испытания и рекомендованных к серийному производству, можно отметить шасси и модификации повышенной проходимости МЗКТ-6525 (капотной компоновки), дорожные МЗКТ-6923, МАЗ-69237, тягачи седельные: МЗКТ-7429 на базе ходовой части 543-го шасси — машины, конструкция которой оказалась очень удачной. Она находилась в серийном производстве около 30 лет. Первый «Волат» (торговая марка МЗКТ) появился в 1990 г. Завод выделился в самостоятельное предприятие; до этого было производство колесных тягачей при МАЗе. В том же году название «Волат» было официально зарегистрировано. Хочется отметить новые стеклопластиковые кабины с определенно улучшенными характеристиками, тепло- и шумоизоляцией, ремонтопригодностью. Их делают в Осиповичах на автоагрегатном заводе. Конструктивные особенности наших автомобилей позволили, к примеру, шасси МАЗ-7907 выполнить не так давно необычный заказ. На этом автомобиле с колесной формулой 24х24 перевезли из Борисова на озеро Нарочь (расстояние около 200 км.) корабль массой 100 т. и длиной 40 м.
Еще пример. Шасси 79081 (колесная формула 8х8) имеет все управляемые колеса, что позволило довести радиус поворота до 8 метров. Шасси МАЗ-7917 применяется в составе комплекса «Старт«, предназначенного для коммерческих запусков космических ракет-носителей, спутников…

МЗКТ-65158 признан лучшей машиной 2000 года в РБ (грузоподъемностью 25 т). Автопоезд МЗКТ-742952-93783 признан специалистами как техника, имеющая высокие качества при движении в горно-пересеченной местности и по бездорожью. А тягач МЗКТ-74135 — лучший вне дорог в песчаной пустыне.
Есть у конструкторов МЗКТ и более далекие цели. Например, разрабатываются военные автомобили в капотном исполнении, призванные заменить устаревшую транспортную базу войск, а также полностью отвечающие всем требованиям защиты экипажа. Считаю, что творчеству нет предела. И самые лучшие конструкции — те, которые еще пока не созданы…
— Не оказывает ли негативное воздействие на реализацию проектов наметившийся спад производства, как, например, у других производителей автомобилей за рубежом?
— Положение нашего предприятия достаточно сложное. Поэтому мы работаем только под заказ. Проблемы есть, но пока справляемся. МЗКТ, в том числе и коллектив конструкторов, продолжает жить и трудиться, все более успешно осваиваясь в новых для всех нас условиях. Завод тесно сотрудничает с фирмами ближнего и дальнего зарубежья. По желанию заказчика на автомобиль может быть установлен двигатель ярославского, тутаевского моторных заводов, а также любой другой — фирм Mercedes-BenzMAN, Deutz, Caterpillar, Detroit Diesel и т.д.
— Как Вы думаете, возможно ли углубление сотрудничества или альянс МЗКТ с одной из вышеперечисленных компаний, открытие СП?
— Отношения с этими компаниями у нас чисто деловые, и пока этого вполне достаточно. А СП у нас около трех лет существует в Китае. Мы вложили в это предприятие со своей стороны интеллектуальную собственность. Там работают и наши специалисты в качестве консультантов. На завод поставляются комплектация машин, узлы. Машины в КНР собираются для внутренних нужд и под своей маркой.
— Что Вы скажете насчет информации, появившейся в российских СМИ, о присоединении МЗКТ к некоему российскому автохолдингу?
— Считаю, что в ближайшее время такое невозможно по ряду причин.
— Кто обеспечивает сервис автомобилей МЗКТ за рубежом?
— Во-первых, мы даем годовую гарантию на свои автомобили и на 15.000-25.000 км пробега (в зависимости от подписанного контракта). В среднем пробег до капитального ремонта наших тягачей составляет 200.000-250.000 км. Зафиксированы случаи, когда шасси «выхаживали» и по 400.000 км. Каждый заказчик получает перечень запчастей и в случае необходимости обращается к нам. Кроме того, сервисом у нас занимаются штатные ремонтники, которые есть во всех странах СНГ. По желанию заказчика мы проводим обучение водителей и других специалистов.
— Как Вы относитесь к тому, что в народе ваши автомобили называют «сороконожками»?
— Тепло. Считаю это народным признанием и уважением к нашим машинам. Моя внучка, однажды увидев многоосный автомобиль МЗКТ, сказала: «Дедушка, смотри какая ГУСЕНИЦА!»
— Каков Ваш знак Зодиака?
— Лев.
— Скажите, Вы много времени проводите за рулем?
— В выходные часто езжу с семьей как в городской черте, так и по трассе.
— Вы философ?
— Прагматик.
— Ваша первая машина?
ВАЗ-«копейка». Приобрел в 1973 г.
— Вы помните, как сдавали экзамены на права?
— В 1953 г., еще в институте. Сдал без проблем. Но когда купил машину, пришлось пересдавать на новые. Сдал экзамен с первой попытки и без замечаний.
— Какие у Вас остались впечатления о первом уроке вождения?
— Отличные. Вождение у нас было в институте (положено было по специальности). Первый раз сел за руль «ГАЗ-51«. Машина очень строгая к переключению передач.
— Ваш стиль вождения?
— Всегда еду на максимально возможной в определенных дорожных условиях и ограниченной правилами скорости.
— Часто нарушаете ПДД?
— Штраф платил лишь дважды. Еще по 50 копеек. За незначительные нарушения. Первый раз гаишник назначил штраф за «некомплектность» автомобиля (отсутствие колпаков на колесах, невзирая на то, что они лежали в багажнике моей машины и были мной продемонстрированы).
— Как Вы относитесь к дамам за рулем?
— Моя дочь в 18 лет получила права. Внучка в 18 лет получила права. Обе ездят очень уверенно. У женщин, конечно, свои особенности управления автомобилем. Лично я просто стараюсь держать дистанцию, вне зависимости от того, кто — мужчина или женщина — за рулем соседнего автомобиля. На трассе спокойно уйду вперед от назойливого «преследователя» или пропущу вперед «лихача».
— Что Вы слушаете во время движения?
— Радио «Маяк», а если на кассетах, то лучшие песни довоенных и послевоенных лет.
— Самый яркий момент в Вашей жизни?
— Вся жизнь для меня яркая, и каждый ее момент — захватывающий по-своему…
— Правительственные награды?
— За последние 10 лет получил российский орден «Дружба» и медаль МО РФ.

Минский завод колесных тягачей образован в 1991 году на базе производства специальных колесных тягачей Минского автомобильного завода, которое специализировалось ранее на выпуске транспортной базы для мобильных ракетных комплексов бывшего СССР — полноприводных колесных шасси.
Первое поколение внедорожных автомобилей появилось в 50-х годах. Это были полноприводные инженерные и артиллерийские тягачи. Воплощенные в них технические решения наглядно показали большие возможности этой техники, а созданные в 70-х годах на базе четырехосных шасси грузовые автомобили и тягачи стали незаменимыми для нефтяников, газовиков, геологов и строителей при освоении труднодоступных районов Сибири и Средней Азии.

Располагая современным оборудованием, специалистами высокой квалификации, которые имеют многолетний опыт создания, производства и эксплуатации внедорожной автомобильной техники большой грузоподъемности, завод успешно осуществляет конверсионную программу.

В настоящее время завод остается единственным в СНГ предприятием, специализирующимся на выпуске внедорожных автомобилей большой грузоподъемности и прицепной техники к ним, а также специальных колесных шасси под монтаж самого разнообразного оборудования.

Автомобили-самосвалы, седельные тягачи

Семейство внедорожных авто- мобилей-самосвалов (8х8/4)
МЗКТ-75165
Семейство автомобилей-само- свалов (8х4/4) МЗКТ-65151
Семейство внедорожных авто- мобилей-самосвалов (6х6/3)
МЗКТ-6525

Семейство «Волат» — это полноприводные автомобили колесной формулы 8Х8, предназначеные для движения как ло всем видам дорог, так и по местности, при чем наиболее полно их эффективность проявляется в сложных дорожных условиях.

Для обеспечения надежности и высоких эксплуатационных качеств при движении по труднопроходимым участкам пути (влажный грунт, пески, снег, гололедица, преодоление бродов, косогоров, подъемов и спусков) в конструкции применяются:

— дизельный двигатель мощностью 312,5 кВт (425 л.с.) для одиночных автомобилей и автопоездов полной массой до 70 т или 345,5 кВт (470 л.с.) для седельных тягачей и автопоездов более 70 т.;
— механическая девятиступенчатая коробка передач;
— двухскоростная раздаточная коробка с блокируемым межтележечным дифференциалом;
— ведущие мосты с системой дифференциалов, в том числе самоблокирующихся и с принудительной блокировкой;
— широкопрофильные шины с регулируемым из кабины водителя давлением воздуха;
— независимая торсионная подвеска с гидравлическими амортизаторами для 2-х передних осей и рессорно-балансирная подвеска задних колес;
— рулевое управление с гидроусилителями и механической связью между управляемыми колесами;
— двухконтурная пневмогидравлическая тормозная система с колодочными тормозами на всех колесах;
— двухместная цельнометаллическая кабина, подрессоренная в четырех точках, опрокидывающаяся. Функциональная панель приборов, регулируемые сиденья и спальные места создают повышенный комфорт для водителя. Специально для этих машин разработан целый ряд прицепов и полуприцепов с такими же шинами и такой же колеёй. Их так же можно использовать как на всех типах дорог так и иа бездорожье.

Шасси

Многолетний опыт создания и производства специальных колесных шасси большой и особо большой грузоподъемности для нужд МО бывшего СССР позволил заводу создать с учетом требований различных заказчиков широкую гамму колесных шасси под монтаж самого разнообразного оборудования и транспортировку его как по всем видам дорог, так и без дорог.

Специальные шасси 6923 и 69232 с колесной формулой 8х4, с двухместной кабиной, расположенной перед двигателем мощностью, соответственно, 243 кВт (330 л.с.) и 265 кВт (360 л.с.) предназначены для монтажа кранового оборудования массой до 22,5 т. Шасси 6923 используется в составе крана КС-6473 производства ПО «Краян» (Украина), а шасси 69232 — в составе крана МКШ-40 Средневолжского машиностроительного завода N 1 (Россия) грузоподъемностью 50 т. Шасси могут быть с успехом применены и в составе автоподъемников.

Шасси высокой проходимости с колесной формулой 8Х8 семейств «Волат» и 543 различаются не только компоновкой, массой монтируемого оборудования, но и применением в конструкции моделей 79091, 79092 и 79301 механической коробки передач. На них установлен двигатель нового семейства ЯМЗ-8424.10. Различные компоновочные решения: кабина над двигателем — 79091, 79092, кабина перед двигателем — 79301, кабины справа и слева от двигателя — 543, 543А, 7313 и 73132 или только слева — на шасси 543М, обеспечивают монтажную площадь для любого оборудования массой до 25 тонн. Большая удельная мощность и широкий диапазон регулирования крутящего момента определяют высокую проходимость и тягово-динамические качества шасси, а независимая торсионная подвеска колес обеспечивает плавность хода при движении в любых условиях.

Под монтаж тяжелого оборудования для бурения, обслуживания и ремонта нефтегазовых скважин предназначены шестиосные шасси 7916 и 79191. Шасси 79191 создано с учетом возможности укладки буровой установки, подъема ее в рабочее положение и длительного привода бурового оборудования от двигателя шасси.

Высокие эксплуатационные качества этих моделей обеспечиваются:

— 12-цилиндровым дизельным двигателем с турбонаддувом;
— автоматической гидромеханической трансмиссией с гидротрансформа- тором и четырехскоростной коробкой передач;
— управляемыми колесами трех передних осей (7916) или трех передних и двух задних осей (79191);
— системой дифференциалов, в том числе самоблокирующихся и с принудительной блокировкой;
— широкопрофильными шинами с регулируемым давлением воздуха;
— быстродействующим пневмогидравлическим приводом тормозов на всех колесах.