Кутаисский автомобильный завод (КАЗ)

Строительство автозавода в грузинском городе Кутаиси началось в 1945 г., а 18 августа 1951 г. Кутаисский автомобильный завод (КАЗ) имени Г. К. Орджоникидзе собрал первый грузовик ЗИС-150. В 1952 г. на его шасси началось производство 3,5-тонных самосвалов КАЗ-585Б с задней разгрузкой и седельных тягачей КАЗ-120Т. В1956 г. в программу вошли новые самосвалы. КАЗ-585В отличался от своего прототипа ЗИС-ММЗ-585 прямобортной платформой и удлиненными рессорами, а КАЗ-600 имел кузов с двухсторонним опрокидыванием вместимостью 2,4 м3. Выпускался также цементовоз КАЗ-601 с самосвальной цистерной эллиптического сечения емкостью 3 м3. Для работы с тягачом КАЗ-120Т был создан 7-тонный полуприцеп-хлопковоз КАЗ-716. С 1957 г. основой моделей КАЗ-600В и КАЗ-601В стал самосвал ЗИЛ-ММЗ-585И на шасси грузовика ЗИЛ-164. Базой для самосвала КАЗ-600АВ, выпускавшегося в 1962-65 гг., стал ЗИЛ-164А. В1959 г. на шасси ЗИЛ-164 был разработан седельный тягач КАЗ-606 «Колхида», впервые в СССР оборудованный 2-местной цельнометаллической кабиной над двигателем со спальным местом.

КАЗ-608Б «Колхида» 1965-67 г.

В 1961-68 гг. выпускали вариант КАЗ-606А с колесной базой 2800 мм и агрегатами автомобиля ЗИЛ-164А. Тягач весил 3868 кг и буксировал полуприцеп полной массой 9,5 т со скоростью 60 км/ч. С 1962 г. на том же шасси началось изготовление бескапотного 5-тонного бортового автомобиля КАЗ-605 — первого в стране грузовика, созданного для горных условий и жаркого климата. Рычаг переключения передач был вынесен на рулевую колонку. Колесная база составляла 3200, длина грузовой платформы ~ 4200, ширина — 2250 мм. Максимальная скорость — 70 км/ч. Тем не менее, широкого распространения он не получил. В 1967 г. появился новый бескапотный седельный тягач КАЗ-608 «Колхида» с колесной базой 2900 мм, откидываемой кабиной и агрегатами автомобиля ЗИЛ-130 (150 л.с). Для него создали 2-осный бортовой полуприцеп КАЗ-717 грузоподъемностью 11,5 т. С 1976 г. программа завода включала только седельный тягач КАЗ-608В с обновленной кабиной. В 1986 г. появился последний вариант КАЗ-608В2 с усиленной рамой и подвеской.

К концу 70-х гг. Кутаисский автозавод, не имевший собственных квалифицированных кадров и средств для разработки новых машин, оказался в техническом тупике. В московском Научном автомоторном институте (НАМИ) специально для него был разработан не имевший аналогов 2-осный полно-приводный сельскохозяйственный самосвал грузоподъемностью 5,5 т с кабиной над двигателем. С 1984 г. автомобиль выпускался под индексом КАЗ-4540. Его дизель ЯМЗ-642 V6 (8140 см3,155 л.с.) был вынесен вперед за пределы колесной базы, а 8-ступенчатая коробка передач размещалась отдельно под грузовой платформой. Это обеспечило идеальное распределение полной массы автомобиля между передним и задним мостами (6120 и 6140 кг) с одинарными колесами и радиальными широкопрофильными шинами. Неотключаемый привод на все колеса имел более долговечные дисковые шарниры и блокируемые дифференциалы. Трансмиссия обеспечивала движение со скоростью от 2 до 70 км/ч. Специально для работы с ним на КАЗе выпускали 2-осный 5,5-тонный прицеп-самосвал ГКБ-8535. При общей грузоподъемности 11 т полная масса автопоезда составляла 21,2 т. На базовом шасси создали опытные седельный тягач КАЗ-4440 (4×4) и 11,5-тонный грузовик 6×4.

Опытный армейский 4,5-тонный автомобиль КАЗ-604Б (из архива 21 НИИЦ)

Перестройка в СССР и обретение Грузией независимости привели к тому, что в 1991 г. производство КАЗ-4540 было остановлено, и завод практически прекратил свою деятельность.

Судьба Кутаисского автомобильного завода показательна. Во времена СССР КАЗ производил ежегодно до 20 тыс. грузовиков «Колхида«. В прошлом году было собрано всего 200 «Колхид», под заказ. Предприятие, где могут делать все — от двигателя до трансмиссии, — перебивается временными заказами, например отливает 20-тонные металлические противовесы для итальянских кранов. Завод, несмотря на то, что имеет представительства за границей — в Москве и Риме, — переживает, как и вся Грузия, не лучшие времена. На градообразующем предприятии от 16 тыс. сотрудников осталось 1200, огромные площади простаивают, и руководство завода уже несколько лет ищет по всему миру партнеров по организации на КАЗ сборки машин. Говорили с немцами, итальянцами, россиянами, корейцами, американцами, но результаты дало только общение… с индийцами. Благо ни одна из сторон особо не рискует: КАЗ выделяет для проекта светлый просторный цех, где раньше собирали двигатели, индийцы присылают машинокомплекты.


Бонус:


Яндекс ищет фото КАЗ