Грузовики Азии

Foton Auman GTL

Foton Auman GTL

С грузовиками из Западной Европы мы хорошо знакомы. Об американских «дальнобойщиках» тоже наслышаны: длинные капоты, сверкающие выхлопные трубы и кожухи фильтров воздуха, гигантские спальники, масса огней и колоритные водители… А на чем возят грузы в Японии, Китае и других странах Азии?

Стиль

Это Европа или Америка? Ни то и ни другое. На первый взгляд, очертания тяжелых японских грузовиков (они, как правило, имеют бескапотную компоновку) похоже на европейские — и все же что-то здесь не так… Что именно — приглядевшись, понять не так уж сложно.

Например, отличительным знаком автопоезда служат, как и у нас, три огонька над кабиной — но они не янтарные, а зеленые. Сами автопоезда не совсем привычные: если в Европе трейлеры исключительно трехосные, а в Америке — двухосные, то здесь — либо две оси, либо вообще одна, как у древних зиловских и камазовских полуприцепов.
А вот заморское чудо: дальнобойный грузовик-одиночка с колесной формулой 8х4! Такое встретишь разве что в Испании, где тоже распространены четырехосные грузовики.

Разумеется, к этой специфике прилагается все, что положено иметь японской машине: очень мягкие, округлые формы кабины, масса не менее округлых спойлеров, узкие и чуть раскосые фары, вынесенные вперед зеркала, характерно продолговатые окна в дверях, позволяющие видеть край тротуара. Впрочем, для неискушенного европейца все японские «дальнобойщики» на одно лицо — что Mitsubishi, что Isuzu, что Hino. Интересно, японцы так же чувствуют себя в Европе?

Конструкция

О-о, японские большие дизели заслуживают отдельного рассказа. Итак, перед нами моторчик Isuzu мощностью… Ну этак сил шестьсот. Многовато? Ничего-ничего, японцы такое любят — это вам не наши соотечественники, привыкшие выжимать из 210 камазовских лошадей все возможное!

Да, так на чем мы остановились? Шестьсот сил. Без наддува. Подождите удивляться: дальше будет еще интереснее! Десять цилиндров в форме буквы V. Рабочий объем — 30,4 литра. Caterpillar такую же мощность снимает с рядной 14,6-литровой «шестерки», а тут… Как же это понимать? А так: особенности национального характера. Япония, понимаете ли. Наверняка, ходит такой моторище (между прочим, сорокаклапанный!), не в пример турбонаддувным, долго-долго — но это уже из области теоретических предположений.

Конечно, японским двигателестроением тоже не чужд технический прогресс — а потому в программах фирм начинают появляться более компактные дизели с турбонаддувом, промежуточным охлаждением и системой Common-Rail с электронным управлением. Система Common-Rail, которая практически не встречается на европейских больших дизелях, выглядит так: ТНВД подает топливо не в каждую форсунку по отдельности, а вначале в общую рампу (как раз она и называется Common-Rail). Уже от этой рампы отходят трубопроводы к форсункам, что делает впрыск более эффективным и экономичным. Что касается прочих элементов конструкции, то здесь — ничего необычного: коробки передач с привычным числом ступеней, подвеска на рессорах либо пневмобаллонах, тормоза — как правило, барабанные и спереди, и сзади (старовато, старовато!), шины — 22,5-дюймовые у больших машин и 17,5-дюймовые у грузовиков поменьше.

Как известно, японцы — большие мастера по части различных электронных устройств, а потому большие машины оснащаются не только привычными круиз-контролям, АБС и ПБС, но и различными сервисными устройствами наподобие радара, который помогает держать дистанцию. Все чаще встречаются надувная подушка в рулевом колесе и преднатяжитель ремней безопасности…


Японские технологии в производстве грузовиков в Китае