Америка нуждается в 50 000 дальнобойщиках

Сегодня в Соединенных штатах Америки розничные торговцы сталкиваются с проблемой перемещения грузов, а индустрия грузоперевозок просто не может идти в ногу со временем и удовлетворить всё возрастающие потребности розничного бизнеса.

По данным Американской ассоциации грузоперевозок (American Trucking Associations — ATA), в стране наблюдается нехватка примерно 50 000 водителей, и это бьёт как по бизнесу, так и потребительскому кошельку.

Компании жалуются на то, что нехватка водителей негативно влияет на их бизнес. Между тем, стоимость этого типа доставки начинает влиять и на потребителей. Компании, занимающиеся торговлей, просто вынуждены закладывать повышение своих транспортныех расходов в розничную цену товаров.

Начиная с 11 мая, Amazon повысил цену своего Prime-Membership (первичного членства) с 99 до 119 долларов в год. Компания объявила о повышении цены за первый квартал 2018 года, и отметила, что это был первый рост цен с марта 2014 года. Розничный гигант указал так же на то, что одной из причин скачка цен было увеличение стоимости доставки.

Но нехватка водителей связана не только со спросом, созданным онлайн-магазинами. По словам Боба Костелло, главного экономиста в Американской ассоциации по грузоперевозкам, многое происходит «за кулисами».

«У нас есть демографическая проблема, спрос сильный, грузовики перевозят более 70 процентов грузового тоннажа, наш средний возраст водителей очень высок, [и] нам не хватает женщин», — сказал Костелло.

Даже если отбросить всю американскую политкорректную лирику про нехватку женщин дальнобойщиков, вырисовывается достаточно печальная картина, сюжет которой сводится к демографическим и социальным проблемам.

Справедливости ради следует сказать, что образ жизни дальнобойщиков даже в США далеко не прост. Водители грузовиков работают долгие часы, они находятся далеко от дома целыми неделями и часто живут в самих грузовиках. Надо быть сильным человеком и очень любить свою работу, чтобы посвятить всего себя этой профессии.

С появлением новой технологии, ограничивающей часы работы водителя грузовика в определенный день (ELD — электронное регистрирующие устройство) сама работа дальнобойщиков стала безопаснее. Теперь вероятность того, что водитель уснет за рулем из-за усталости невысока, но из-за снижения количества рабочих часов упали и заработки. Грузоперевозчики, как индивидуальные так и крупные компании, все связанные с этими перетрубациями издержки закладывают в цену своих услуг, делая бизнес перевозок менее рентабельным. Это еще одна из многих причин, почему Америка испытывает нехватку водителей дальнобойщиков.

Будущее, которое понравится не всем

…А потом появляется Элон Маск. Его компания Tesla разрабатывает грузовой автомобиль полностью на электрической тяге, который может изменить отрасль. И он не единственный, кто хочет «взорвать» рынок грузоперевозок.

По подсчетам Goldman Sachs, беспилотные (на электрической, водородной или комбинированной тяге) автомобили могут стоить американским водителям сокращением до 25 000 рабочих мест в месяц. Но по мнению экспертов, транспортная индустрия еще не совсем готова к «автономной работе».

Представители ATA утверждают, что в следующем десятилетии Соединенным Штатам понадобится еще 898 000 водителей, чтобы успеть за ростом спроса. Не совсем ясно, как будет развиваться индустрия грузоперевозок, при таких противоречивых мнениях, и непонятно каким образом будет решена проблема дефицита рабочей силы. Ясно одно, в среднесрочной перспективе рынок автомобильных перевозок ждут не просто тяжелые времена, но основательная ломка.

Существует ряд прогнозов, в рамках которых обсуждается вопрос не поиска новых тысяч водителей, а напротив, поиск решения проблемы занятости нескольких миллионов высвободившихся трудоспособных граждан в сфере рынка грузоперевозок, в связи с безудержным ростом технологий в ИТ области. Работу могут потерять не только водители грузовой техники, но и люди вовлеченные в гигантскую сферу обслуживания, начиная от техников сервисных центров и заканчивая придорожными проститутками.

Если прогресс в области проектирования и производства беспилотной техники будет идти такими же быстрыми темпани как и сейчас, то не тысячам, а миллионам человек задействованных на автомобильном рынке придется на собственном опыте узнать, что такое остаться без работы в самой «демократической» стране мира.