Водород и электричество на подходе

Отказ от ископаемого топлива будет связан с литий-ионными батареями и водородными топливными элементами. Эти два источника энергии часто позиционируются как конкурирующие технологии, но, вероятно, они окажутся более взаимодополняющими.

Каждый из них имеет сильные и слабые стороны, которые делают его несколько лучше подходящим для одних применений, чем для других.

Многие заинтересованные стороны, в том числе Cummins и Volvo Trucks, кажется, считают, что в тяжелых грузовиках есть место как для водорода, так и для аккумуляторов.

Hino XL Series FCEV
Hino XL Series FCEV

Водород не является топливом в традиционном контексте. Это носитель энергии, очень похожий на аккумулятор. Точно так же, как электрическая энергия солнечной батареи или ветровой электростанции может храниться в батарее, часть полученной энергии может быть использована для питания электролизеров, расщепляющих молекулы воды на водород и кислород. Газообразный водород сжимают и сжатый водород можно перевозить в баллонах высокого давления или охлаждать и хранить в виде криогенной жидкости в танкере.

Критики водорода указывают на потери, возникающие при преобразовании энергии из одной формы в другую. Принятые оценки показывают, что КПД для водорода составляет около 60%, что означает, что в процессе теряется 40% собранной энергии. Между тем потери преобразования, связанные с батареями в цепочке «ветряк-колесо», обычно составляют менее 10%.

Грузовики Hyundai на водороде уже показали свою эффективность в Швейцарских Альпах
Грузовики Hyundai на водороде уже показали свою эффективность в Швейцарских Альпах

Для справки: даже лучшие современные дизельные двигатели менее чем на 50 % превращают химическую энергию дизельного топлива в кинетическую энергию для движения грузовиков.

Но развитие технологий не стоит на месте, и по мнению специалистов, через 10 лет, примерно 30 процентов грузовой техники будет приводится в движение электричеством. Увеличатся экономичность, тяговооруженность и дальность хода таких траков.

В Европе и Китае уже наблюдается значительный интерес к водородным топливным элементам, причем последний намного опережает большинство стран мира по выпуску топливных элементов для транзитных автобусов и легких грузовиков. Северной Америке еще предстоит принять водород в качестве жизнеспособного альтернативного топлива. Здесь аккумуляторные электрические грузовики получили значительную поддержку со стороны регуляторов и сторонников экологически чистой энергии, в результате чего водородные топливные элементы выглядят чем-то вроде новинки.

В России тоже ведутся разработки грузовиков на водородных топливных элементах. Первый российский беспилотник EVO-1 с возможностью заправки водородом протестировали на «умном» участке ЦКАД-3. В электрокаре отсутствует кабина, кресло водителя и рулевая система управления, передает корреспондент ТАСС с места события.

Автомобиль оснащен гибридной системой питания: от электрических аккумуляторов и водородных топливных элементов. На одном заряде батареи грузовик может проехать 250 км., если же он полностью заправлен водородом, это даст дополнительные 650-750 км. пробега, сообщили в компании «Эвокарго«, создавшей грузовик.

Будем продолжать следить за новыми «зелеными» технологиями, а так же за разработками в области беспилотного, полностью автоматического транспорта.

Смотри также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.