КамАЗ

Рождение легенды

В Заволжских степях дорога просматривается далеко-далеко и поэтому вереница белоснежных грузовиков стала видна еще издалека. Нам навстречу шла колонна автомобилей со значком UN на кабинах. Куда они направлялись? В Сербию или Анголу, Латинскую Америку или Азию? В каком уголке Земли предстояло трудиться этим машинам с надписью «КамАЗ» на облицовке радиатора?

Первый КамАЗ. 1976 год

Первый КамАЗ. 1976 год

Пожалуй, в истории отечественного автопрома нет другого предприятия с такой сложной и драматичной судьбой, как этот камский гигант. КамАЗ (официальный сайт) проектировался в виде комплекса по выпуску семейства большегрузных дизельных автомобилей как для внутрисоюзных потребностей, так и для экспортных целей. Само определение места возведения города-завода было очень непростым и долгим. Но, наконец, все организационные трудности были преодолены, и 3 декабря 1969 года в Набережных Челнах начались строительные работы. А почти за год до этого в Москве и Ярославле приступили к созданию перспективных моделей большегрузника и двигателя для выпуска на будущем заводе. И еще за полгода до того, как был вынут первый ковш грунта на стройплощадке автогиганта, первый автомобиль, носивший заводской индекс ЗИЛ-170, вышел на полевые испытания. Потом было еще много разных доводок и доработок. В результате к концу 1969 г. удалось сформировать первое семейство КамАЗа, включавшее два «седельника» для работы с полуприцепами грузоподъемностью 16 и 20 тонн, бортовой грузовик и самосвал. Но до начала их производства было еще далеко.

Только в 1974 г. собирается первый собственный экспериментальный двигатель, и, наконец, в феврале 1976 г. появляется первый «пристрелочный» грузовик. Вскоре в строй вошло крупнейшее в мире производство грузовых автомобилей с годовой программой в 150 тысяч машин. Можно сказать, что у себя дома эти грузовики были обречены на успех, — автомобилей подобного класса в Советском Союзе еще не было.

Но одновременно с ростом выпуска росли и проблемы. Постепенно от требований рынка начали отставать двигатели, отметившие свое 25-летие, и тесная, урезанная до минимума кабина. К конструкторско-технологическим проблемам добавилась и социальная напряженность: резкое снижение производства привело к существенному сокращению рабочих мест и безработице. В лучшие годы на КамАЗе трудилось почти 150 тыс. человек. Найти же в Набережных Челнах какую-либо иную работу просто невозможно. А тут еще одна беда — гигантский пожар на заводе двигателей.

КамАЗа 5320 - ЗИЛ-170

Прототип Будущего КамАЗа 5320 разрабатывался на ЗИЛе и назывался ЗИЛ-170

КамАЗ, казалось бы, попал в безвыходное положение. Но сложности лишь укрепили готовность руководства АО «КамАЗ» не отступать в борьбе за возвращение гиганта в строй активно действующих автозаводов. Большую роль в реанимации многострадального автогиганта сыграла правительственная поддержка как на федеральном уровне, так и на республиканском.

Не так-то просто оказаться в аутсайдерах после почти десятилетнего периода триумфа и оваций. Все практически надо было начинать с нуля. Что же было сделано в последние годы?

Прежде всего значительно расширилась гамма выпускаемых автомобилей. Сейчас КамАЗ может предложить более 30 базовых моделей грузовиков с колесными формулами от 4х2 до 8х8. В качестве силовых агрегатов предлагаются V-образные 8-цилиндровые наддувные дизели мощностью 240, 260 или 320 л.с. И хотя до стотысячных серий далеко, КамАЗ постепенно начинает «набирать обороты». Реструктуризация долгов дала заводу небольшую финансовую передышку. Как и всем российским автозаводам, на руку челнинцам сыграл и достопамятный кризис. Многим российским перевозчикам не по карману стал даже «сэконд хэнд» на колесах. Седельники из Набережных Челнов сумели потеснить на российском рынке даже белорусских «зубров». Впервые объединению удалось сработать пусть и с небольшой, но все же, прибылью.

Относительно будущего своего детища руководство ОАО «КамАЗ» высказывается сейчас весьма осторожно. Начальников можно понять — в год своего тридцатилетия приходится говорить о выпуске пяти-шести тысяч машин.

Но существенный рост выпуска автомобилей невозможен без смены технической политики. Пора, наконец, всерьез задуматься о новом силовом агрегате. «Семьсот сороковой» себя явно изжил. Совсем недавно с берегов Камы стали поступать обнадеживающие известия о появлении дизелей «Евро-1» и даже «Евро-2». Итогом многолетних скрещиваний с «Камминзом» и «Катерпилларом» стало появление собственного силового агрегата, который, как считают специалисты, не хуже западных аналогов.

Следующая проблема — кабина. Как говорил Михаил Жванецкий: «Теперь таких уже не делают». А ведь на КамАЗе столько экспериментировали с кабинами SISU, DAF и другими. Да и собственные разработки были весьма неплохи.

Как странно распорядилась Фортуна — были когда-то у завода средства, и немалые. Только вкладывай их в выпуск новых моделей, выходи на европейский и мировой рынки. Но не до того было — вал по плану, план по валу. Сейчас спасти производство может только новый автомобиль, но его-то как раз и не на что делать. И все-таки рано или поздно, но наш родной автогигант оправится от всех потрясений нашего непростого времени. Ему бы только, как говорится, день простоять, да ночь продержаться.


ОАО «КамАЗ», 423808, Россия, г. Набережные челны, пр-т Мусы Джалиля, 29

Камский завод (официальный сайт) сумел пережить самый тяжелый кризисный период. По итогам 1999 года выпуск грузовиков, из которых 1155 отправлены экспорт, достиг 14414 ед. В 2000 году был преодолен 20-тысячный рубеж в производстве, автомобилей и 30-тысячный в производстве двигателей.

В 2002 году ожидается радикальное обновление всего модельного ряда грузовиком КамАЗ. Модернизированные и новые образцы целиком вытеснят старые, Сегодня в программу серийно выпускаемых грузовых автомобилей входят более 30 базовых моделей и около 200 модификаций.

КамАЗ — 53205/43253

В 2000 г. трехосный долгожитель КамАЗ-5320 уступил место более совершенному наследнику с цифровым индексом «53205» полной массой 15,6 т. На его шасси грузоподъемностью 8,9 т. возможна установка бортовой платформы, фургонов различного назначения и др. В подкапотном пространстве расположен V-образный 8-цилиндровый дизель КамАЗ-740.11-240 мощностью 240 л.с., отвечающий нормам Euro 1. Коробка передач — механическая 10-ступенчатая. Грузовик оснащается короткой 3-местной кабиной, с крышей увеличенной высоты. Колесная база автомобиля — 3190+1320 мм. Тот же силовой агрегат, кабину и ряд других узлов имеет двухосное шасси КамАЗ-43253 полной массой 15,3 и грузоподъемностью 9,6 т.

Автомобили повышенной грузоподъемности

Большой популярностью у изготовителей спецтехники пользуется шасси КамАЗ-53213 с колесной формулой 6х4 полной массой 18,2 т. Его колесная база 3690 мм и грузоподъемность 11 т. позволяют трансформировать машину в автоцистерну, автотопливозаправщик, автокран, битумовоз, фургон и др. Силовой агрегат включает дизель КамАЗ-740.11-240, который агрегатируется с 10-ступенчатой коробкой передач.

2-миллионный грузовик КамАЗ

2-миллионный грузовик КамАЗ

Тем же силовым агрегатом оснащены бортовой автомобиль КамАЗ-53215 и шасси с таким же цифровым обозначением грузоподъемностью 11,0х12,0 т. соответственно. Полная масса одиночных автомобилей 19,3 т., автопоезда в составе грузовика и прицепа — 33,3 т. Унифицированный с КамАЗ-53215 седельный тягач КамАЗ-54115 способен работать в составе автопоезда полной массой 34,3 т. на региональных и магистральных перевозках. Трехосные шасси КамАЗ-55111 с полезной нагрузкой 15,4 т. имеет две колесные базы в 2840 и 3690 мм. Более короткий вариант используется для оснащения его 13-тонным самосвальным кузовом полезным объемом 6,6 м3. Помимо дизеля КамАЗ-740.11-240, эти автомобили комплектуются более мощным мотором КамАЗ-7403.10 в 260 л.с. С ними агрегатируются 5- или 10-сту-пенчатые коробки передач. Кабина 3-местная с улучшенным интерьером.

Наращивается выпуск шасси КамАЗ-53229 (6х4), которое предназначено для выполнения широкого круга транспортных и технологических задач. Об этом свидетельствует диапазон колесных баз от 2840 до 4470 мм и грузоподъемность шасси в 16,0-16,7 т. Полная масса КамАЗ-53229 достигает 24 т., а силовые агрегаты включают дизели мощностью 240 или 260 л.с.

Семейство моделей КамАЗ-65115 полной массой 24,5 т. включает шасси грузоподъемностью 17,4 т. и два самосвала грузоподъемностью 14,5-15,0 т. Наряду с известными моторами КамАЗ-740.11-240 и КамАЗ-7403.10, эти машины могут оснащаться дизелем КамАЗ-740.30-260 мощностью 260 л.с. Лучшую проходимость имеет полноприводный трехосный самосвал КамАЗ-65111 грузоподъемностью 14 т. Дизели КамАЗ-7403.10 или КамАЗ-740.30-260 передают мощность через механическую 5-ступенчатую коробку передач и двухступенчатую раздаточную коробку с блокируемым межосевым дифференциалом на ведущие мосты с блокируемыми межколесными дифференциалами.

В 2001 г. на смену седельному тягачу КамАЗ-54112 придет более совершенный образец КамАЗ-65116, а вместо бортового грузовика КамАЗ-53212 будет выпускаться машина с индексом «65117«. Обе новые модели оснащены кабинами с более привлекательной внешностью и улучшенным интерьером. Седельный тягач КамАЗ-65116 способен работать в составе автопоезда полной массой 36,6 т.

Небольшими партиями выпускается трехосный самосвал КамАЗ-6520 (6х4) грузоподъемностью 20 т. и его полноприводная модификация КамАЗ-6522. Объем кузова у каждой из моделей — 12 м3, а полная масса самосвала достигает 33 т. Машины оснащены новым дизелем рабочим объемом 11,8 л. КамАЗ-740.51-320 мощностью 320 л.с. Коробка передач — 8-ступенчатая. Кабины — с обновленной внешностью и интерьером.

Четырехосное шасси КамАЗ-6540 (8х4) и 11-кубовый самосвал на его базе различаются тем, что расстояние между средними мостами у последнего с 2840 мм уменьшено до 2080 мм. Грузоподъемность первого образца 20 т., второго — 18,5 т. при полной массе 30,5 т. Силовой агрегат включает 260-сильный дизель КамАЗ-740.20-260 и 10-сту-пенчатую коробку передач.

В течение ряда лет специалисты из Набережных Челнов пытаются создать магистральные тягачи «Континент«, отвечающие всем современным требованиям. В результате были разработаны двухосный вариант КамАЗ-5460-06 для работы в составе автопоезда полной массой 40 т. и трехосная версия для автопоезда полной массой 46 т. Каждый из них комплектуется 360-сильным дизелем КамАЗ-740.50-360 рабочим объемом 11,8 л. Коробки передач — механические 16-ступенчатые фирмы ZF, ведущие мосты RABA. Кабины оборудованы высокой крышей, двумя спальными местами и аэродинамическими обтекателями.

Автомобили повышенной проходимости

Базовыми моделями являются трехосные машины КамАЗ-43101 и КамАЗ-43114 грузоподъемностью 6 т., семитонные КамАЗ-43106 и КамАЗ-43115, а также КамАЗ-43118 и КамАЗ-43228, полезная нагрузка которых составляет 12 и 16 т. соответственно. Самым легким в семействе является двухосный КамАЗ-4326 грузоподъемностью 4 т. Мощность двигателей находится в пределах 240-260 л.с. В строительном комплексе применяется полноприводный самосвал КамАЗ-53228, задние мосты которого имеют двускатную ошиновку.

История компании на официальном сайте…


Бонус:


Яндекс ищет фото КамАЗ