Модели грузовиков

М-Хобби №3-1999 ЗиС-5В. Масштаб: 1/35 Производитель: Звезда, Москва Характеристика: пластиковая, литая, 157 деталей, декаль

Маслом кашу, как известно, не испортишь. И уж конечно, ЗиС-5В от «Звезды» не будет лишним на модельном рынке, хоть это и далеко не первая модель знаменитой «трехтонки» в масштабе 1/35. Этот грузовик — собственная разработка конструкторов лобнинской фирмы, в целом, несомненно, удачная. Модель получилась на несколько порядков более достоверная, чем ранее у днепропетровской фирмы «FORT» (SDS), да и по цене вдвое дешевле.
Облоя и усадок на отливке нет, мелкие детали без смещения половин (чем «славен» питерский ЗиС-5). На кузове и кабине сымитирована фактура дерева. Причем, насколько удачно доски получились на задней стенке кабины и бортах, настолько же ужасно — на дверях кабины и опорных брусьях кузова. Эти детали придется, видимо, делать заново или зашпаклевывать на них непомерно грубый рельеф. Колесные шины использованы от «Катюши» на базе ЗиС-151 («Звезда»), но волею счастливого случая, они довольно точно попадают в размер резины повышенной проходимости, применявшейся на ЗиС-5В, да и протектор похож. В комплект входит великолепно проработанная фигурка шофера (руки- ноги отдельными деталями).

Прежде чем говорить о соответствии прототипу, хорошо бы определиться с модификацией ЗиС-5В, представленной в модели. Судя по конструкции кабины, имеется в виду машина, выпущенная в 1944 году или позднее.

Основные геометрические размеры соответствуют чертежам. Ходовая часть автомобиля выполнена великолепно (много лучше, чем на питерской модели), точно передана сложная конфигурация заднего моста, присутствуют все положенные тормозные тяги. Однако, зачем понадобилось копировать с питерского ЗиС-а двигатель? Уж не говоря о том, что лучше он от этого не стал — весь несколько «оплыл», так ведь еще и все ошибки остались на своих местах. Причем для ЗиС-5В этот мотор все равно не вполне годится — с 1943 года на них ставили двигатели ЗиС-5М, внешне отличавшиеся конструкцией поддона и, конечно, здоровенным «грибом» воздушного фильтра карбюратора МААЗ-5М.

Откидной кронштейн запасного колеса явно взят с послевоенной модификации ЗиС-а, выпускавшейся на УралАЗ-е. Боковые борта кузова, как и положено, навешены на трех парах стоек. Только, почему-то, две из них имеют петли, как на довоенном ЗиС-5, а еще одна пара наглухо закреплена к полу грузовой платформы. Кузов «грузовика военного времени» не снабжался откидными бортами, все стойки были жестко креплены и не имели петель. Смело можно не пользовать инструментальный ящик (деталь М1 во время войны ЗиС-5В ездили без них.

Сборка модели легка и приятна, все со всем отлично стыкуется. Есть лишь несколько подводных камней. Карданный вал немного короче, чем нужно, поэтому имеет смысл не вклеивать его в карданные шарниры, а просто вставить, с тем, чтобы уже на финальном этапе сборки «раздвинуть» по месту. Шофер явно великоват для своей кабины, абсолютно невозможно без кардинальных переделок усадить его на место. Мне удалось это сделать большой кровью, наверное, лучше воспользоваться вторым вариантом из инструкции и поставить его рядом с открытым капотом. Можно для оправдания позы еще гаечный ключ в руки дать. Кстати, в инструкцию вкралась опечатка — стеклоочиститель имеет номер 30Аа не 17Е.

Декаль дается на два варианта окраски, один с фотографии в «М-Хобби» 2/97 — серп и молот на радиаторе там были вырезаны из крашеной жести, не забудьте подложить под переводимое изображение его силуэт из листового полистирола. Второй вариант (в соответствии с ним покрашена модель) мне опознать не удалось, но можно с уверенностью утверждать, что камуфляж для него взят разработчиком инструкции с ближайшего потолка.

Опасения, что декаль будет скверно приклеиваться к сложному рельефу бортов кузова, к счастью не оправдались. Немалую помощь в этом процессе оказали жидкости для приваривания декалей «Aero Set» и «Aero Sol»

Н. ПОЛИКАРПОВ


М-Хобби №3-1999
ГАЗ-АА
Масштаб: 1/35
Производитель: Токо, Киев
Характеристика: пластиковая, литая,
138 деталей, декаль

Моторизация РККА в предвоенные годы происходила, во многом, благодаря именно этой машине. Но модели ее до сих пор не существовало. И вот киевская фирма заложила серию сразу из трех родственных автомобилей: довоенного ГАЗ-АА; ГАЗ-АА с эрзац кабиной 1943 г, и трехоски ГАЗ-ААА.

Отливка аккуратная, но поверхности передних крыльев, капота и некоторых других частей нуждаются в полировке. Фактура дерева на досках кузова смотрится несколько утрированно. Грубо отлиты замки бортов. То же можно сказать и про рессоры с их кронштейнами. Чертежи ГАЗ-ММ (судя по некоторым признакам, «Токо» именно его и сделала) были опубликованы в «М-Хобби» 7/97. Посмотрим…

Форма крыльев и задней стенки кабины переда- на довольно точно, но на крыльях нет характерной подштамповки вдоль края. Грубо упрощены продольные выштамповки на дверях кабины и лувры на боковинах капота. Ручки и замки капота отсутствуют. Не верна форма капота и, в особенности, бензобака перед ветровым стеклом. Шомпольная петля капота не сделана — на ее месте намечена линия сгиба половин капота. Вероятно, предполагалась возможность открыть его для обозрения двигателя. Делать этого не следует из-за изрядной толщины створок. Козырек крыши кабины совершенно неправильный. Облицовка радиатора (Е18) при виде спереди недурна, но сверху на эту деталь лучше не смотреть. Предусмотрены скамейки в кузове и брезентовый тент, напоминающий общевойсковой УОА ГАЗ-АА.

Шины колес отлиты из резиноподобного материала. По непонятным соображениям надписи на резине взяты с чертежа ГАЗ-67 (М-Хобби 2/96 и «Вездеходы РККА«), вследствие чего не имеют к ГАЗ-АА совершенно никакого отношения. Толщина шин на 1 мм меньше, диаметр верен. Диски передних колес неплохи, а вот на задних центральная часть никак не может быть выступающей — в жизни диски всех колес одинаковы, только задние установлены «задом наперед», Рама отлита в одну деталь, поэтому не показан П-образный профиль лонжеронов. Двигатель узнать можно, но не более того… Особенно чудовищно выглядит самая заметная часть — нижний поддон картера. Демультипликатор (дет. Р49, 50) на полуторки не устанавливался, это агрегат от ГАЗ-ААА. Задний мост модели слабо напоминает тот, что стоял на горьковском грузовике. Кроме того, его следовало бы снабдить упорными тягами — нечто подобное той конструкции, которая худо-бедно, но изображена на передней оси (Р45). От тормозной системы остались лишь барабаны на колесах. Тяжелый удар судьбы обрушился на запасное колесо — согласно инструкции по сборке оно должно держаться под рамой не иначе как некой волшебной силой, ибо каких-либо креплений для него не предусмотрено. Не вдаваясь даже в исторические нюансы, его просто сложно так приклеить — соединение пластизоля с полистиролом не отличается надежностью. Не грех бы упразднить гайки на диске запаски.

При сборке, протекавшей в целом вполне гладко, обнаружились два неприятных момента. Первый — боковины капота (Е111, 112) ниже, чем следовало бы. В результате, между ними и площадкой с крыльями (НО) образуются щели по 1,5 мм(!). Второй — стекла кабины устанавливаются «методом инкрустации», то есть они должны точно соответствовать оконным проемам и соприкасаться с ними лишь торцами. Смотрится эффектно, но пришлось повозиться с подгонкой. При сборке спаренных задних колес не забудьте совместить отверстия облегчения во внешних и внутренних дисках. Кстати, колеса у модели вращаются.

Декаль в набор не входит, а схема окраски дана на стандартный довоенный грузовик. Забыли только указать на необходимость покрасить черной матовой краской ту часть крыши кабины, что была обтянута «автобимом». Конечно, в армии многие машины были перекрашены целиком в защитный цвет, но и таких хватало. На литниках есть детали Р97 и 98, не упомянутые в инструкции. Это, очевидно, таблички номерных знаков. Их я использовал по назначению, снабдив предвоенными номерами.

Н. ПОЛИКАРПОВ


М-Хобби №5-1999
ГАЗ-АА, ГАЗ-ААА
Модели: ГАЗ-АА и ГАЗ-ААА
Масштаб: 1/72
Производитель: Komintern Models Co, Днепропетровск
Характеристика: пластиковые, литые, 72 детали

Местность в нижнем течении Днепра чрезвычайно плодородна — модельные фирмы растут там, как грибы. Вот еще одна в Днепропетровске образовалась, и сразу вплелась в куст под названием «Модельная группа Днепр». Дебютант выступил с «полуторкой» в 72-м масштабе — за основу была взята пресс-форма, разработанная в Харькове, и добавлены кое-какие мелочи (надписи на колесах, буксирный прибор, зеркала заднего вида и т.д.). Надо отметить, что эти детали выполнены великолепно и заметно украсили модель. Но сама «основа» бешеного восторга не вызывает. Почему? Читайте дальше.

ГАЗ-АА и его трехосный брат имеют много общего и прямо провоцируют производителя закладывать сразу целое семейство родственных моделей. В результате, в коробках обоих грузовиков вы найдете одну и ту же литниковую плату. Но, например, рама из комплекта подходит только для ГАЗ-АА — у ГАЗ-ААА лонжероны за кабиной должны идти параллельно; поперечные брусья кузова (дет. 41-44) для ГАЗ-ААА тоже не годятся — они должны быть выше на 1,4 мм (на 100 мм у прототипа); а демультипликатор (дет.16), наоборот, не нужен для ГАЗ-АА. Финальный вывод таков — построить полноценный ГАЗ-ААА из набора затруднительно. А что с обычной «полуторкой»? Основные размеры шасси и грузовой платформы соответствуют прототипу, но при сопоставлении с чертежами («М-Хобби» 7/97) и фотографиями обнаружились следующие крупные неприятности: передняя стенка кабины (дет. 25), как и задняя (30), должна заметно сужаться к низу. На модели она совершенно прямоугольная. Задняя же выполнена более или менее правильно, из-за этого перегиб плоскости приходится на двери, и они изогнуты «винтом». Радиатор модели, грубо говоря, прямоугольный при виде спереди — это совсем неправда (см. чертеж); внешние стороны подножек не должны сходиться к корме машины — они были параллельны продольной оси.

К менее значимым неточностям можно отнести излишне «уплощенные» колесные диски с переразмеренными отверстиями облегчения, диковатый рисунок рифления на подножках, размеры окошка в задней стенке кабины, форму передних крыльев (особенно в месте их сопряжения с подножкой). Бампер на виде сверху должен иметь большую дугообразность. Ходовая часть выполнена несколько грубовато. Совершенно некорректны поддон картера двигателя (дет. 1) и выхлопная система. Реактивная вилка передней оси (дет. 15) сделана, но ведь нечто подобное было у ГАЗ-АА и на заднем мосту. Завеса молчания окружает в сборочной инструкции способ крепления запасного колеса под рамой — оно и к живой машине прямо- таки просто приклеивалось? Тут, во всяком случае, ни каких кронштейнов не предусмотрено.
Откровенно говоря, большую часть вышеописанных недостатков можно списать на мелкий масштаб и не обращать на них внимания. Но с дверями и передней стенкой кабины, капотом и радиатором (а они, к сожалению, очень бросаются в глаза) можно бороться лишь самостоятельным изготовлением этих деталей заново. Стекла в комплект не входят, но их нетрудно вырезать из прозрачной пленки. В фарах я высверлил углубления под отражатели, покрасив их тесторовским «Chrome Silver«. Собирается модель легко, если все сделать аккуратно, колеса сохранят возможность вращаться.

Схема окраски ГАЗ-ААА в инструкции вполне обычная, зеленая, а вот для ГАЗ-АА предложен камуфляж, взятый из «Инструкции по маскирующей окраске наземных специальных машин ВВС РККА» издания 1941 года. Энтузиасты могут попробовать воспроизвести все это великолепие. Я же предпочел видеть «полуторку» в том виде, в каком эти машины выходили с завода.

Н. ПОЛИКАРПОВ


М-Хобби №5-1999
ЗиС-151
Масштаб: 1/35
Производитель: Звезда, Москва
Характеристика: пластиковая, литая, более 120 деталей, полиэтиленовые колеса, декаль

Mногоосные полноприводные автомобили были освоены к серийному выпуску отечественной промышленностью вскоре после окончания Великой Отечественной войны. ЗИС-151, вышедший впервые из заводских цехов в конце 40-х годов и прочно надолго занявший после этого место на конвейере, стал, пожалуй, «первой ласточкой» в благом деле оснащения отечественной армии автомобилями повышенной проходимости.

Фирма «Звезда» порадовала в этом году выпуском модели этого грузовика. Лобнинские товарищи не стали усложнять себе жизнь и взяли готовое шасси уже выпускаемой ими, а изначально — Италовской, «Катюши«, добавив от себя бортовой кузов.

Кузов, хочу заметить, сделан хорошо — литье совсем без облоя, собирается без подгонки, подробно проработаны элементы крепления бортов и даже текстура на досках, хотя и явно груба, но не так страшна, как это было на предыдущих моделях. Единственная недоработка — полное отсутствие запорных крюков заднего борта, а цепочки их фиксаторов, на мой взгляд, лучше было не делать вовсе, чем обозначать их наличие рельефным рисунком на борту.

Детали шасси отлиты просто отлично — без какого-либо смещения и облоя. Стыкуются все абсолютно детали, как влитые, безо всяких, даже незначительных, зазоров.

Приятно порадовала очень сложная подвеска и трансмиссия машины, выполненная во всех мелочах, рулевой привод с действующими шарнирами и ШРУСами. Однако, непонятно смотрится рядом с ними прямоугольное корыто, долженствующее изображать собой поддон двигателя и КПП, но не имеющее с этим абсолютно ничего общего.

Рама у модели лишена волею разработчика ряда мелких деталей, но по конструкции и размерам верна. Колея и база машины, также в целом соответствуют прототипу, а вот с кабиной — полное расстройство. После окончательной сборки, при всей своей аккуратности от оригинала она заметно отличается из-за общей просадки по высоте около 1,5 мм и грубо нарушенных углов установки ветрового стекла. Верхняя часть капота вместо характерной покатой формы — выполнена почти плоской, а передняя его часть, над облицовкой радиатора — совершенно потеряла свои очертания, и как все это исправлять, я пока не решил. Отлитые зацело с дверями, точно наросты, ручки, также не прибавляют модели копийности. Деревянные подножки кабины присущи только самым первым машинам. У абсолютного большинства они были уже штампованные. Решетки перед фарами обсуждать не буду, их надо переделывать.

Отдельная тема разговора — покрышки, рисунок протектора которых Italeri когда-то необоснованно унифицировала для целого ряда моделей.
Кo всему сказанному хочется помянуть «добрым словом» и инструкцию. Выпущенная, вероятно, из соображений экономии лесных богатств Родины, на одном листочке формата А4, она столь густо заполнена информацией, что пользование ею становится крайне утомительной и требующей недюжинной усидчивости работой.

К модели приложена декаль с одним комплектом военных номерных знаков и парой гвардейских знаков на двери. Последние, однако, я клеить не стал, чтобы этими скверно напечатанными цветными пятнами не портить все же достаточно благоприятное впечатление от модели.

Модель окрашена красками Du Pont и Tamiya. А вот с глянцем на кабине я, признаюсь, явно перестарался.

С. ИГНАТЬЕВ


М-Хобби №4-1999
Модель: ЗиС-42
Масштаб: 1/35
Производитель: Fort, Днепропетровск
Характеристика: пластиковая, литая, 174 детали

Помнится мне, компания «Fort» оказалась не в лучшем положении со своим ЗИС-5В, после появления модели «Звезды». Возможно, именно поэтому был в срочном порядке завершен проект очередной его модернизации с целью превращения в полугусеничный вездеход ЗиС-42, точнее в ЗиС-42М.

Описывать базовое шасси ЗиС-5В нет смысла — мы его уже вволю пообсуждали в «М-Хобби» №№ 2, 8/97. Чертежи ЗиС-42 были опубликованы в «М-Хобби» № 2/99. Внешние боковины рам тележек гусеничного движителя (дет. 67, 69) выполнены великолепно, это же можно сказать и о кожухах цепного привода (70, 71). Однако внутренние боковины(66, 68) в действительности должны иметь иную конфигурацию, а на модели они такие же. Неверны и поперечные связи между внешними и внутренними боковинами рам. Диаметры ведущего колеса и ленивца правильны, но они имеют по 8 «спиц» диска, вместо положенных 6. Кроме того, ленивец должен быть снабжен направляющим кольцом для гусеницы, а на ведущем колесе неверен зубчатый венец (дет. 64). Во-первых, искажена форма зубьев, и число их должно быть не 20, а 22. Во-вторых, это должен быть именно «венец» без сплошной средней части. Сильно упрощены рычаги балансиров каретки бегунов (дет. 59) и траверсы (62), но на собранной модели они практически не видны. Сами поддерживающие и опорные катки имеют правильные размеры, большего от них и не требуется, поскольку на готовой гусеничной тележке они не особенно заметны. Не забудьте, что все колеса снабжены резиновыми бандажами, которые необходимо покрасить в черный цвет до сборки тележек. Гусеница выполнена из мягкого полимера, по размерам она более или менее верна, но совершенно неправильно сымитированы башмаки на ее внешней поверхности и поперечные плицы с гребнями. Надеть гусеницу на зубчатый венец ведущего колеса в принципе невозможно, не удалив с нее несколько зубцов. Желательно окрасить гусеничные ленты «под резину», неокрашенные они смотрятся вызывающе. При установке готовых тележек движителя на модель, придется укоротить концы осей заднего моста на 3 мм с каждой стороны для обеспечения масштабной ширины колеи. Плюс к тому, необходимо уменьшить длину подножек кабины водителя и, соответственно, переместить немного вперед их задние кронштейны (дет. 41).

В модели отражена большая часть отличий ЗиС-42М от ЗиС-5В. В частности, очень хорошо отражена защитная решетка радиатора н поддон под передней осью. Но вот лыжи (дет. 81) даже отдаленно на себя не похожи. Не повезло и дополнительным бензобакам — пары 60-литровых под полом кузова нет совсем, а тот, что за кабиной (дет. 73, 74), неверен по форме и размерам. Нет и аккумуляторного ящика над левой подножкой. Кстати, ради его установки на настоящем вездеходе была укорочена доска-брызговик этой подножки. Никак не показаны ограничители качания гусеничных тележек, нет дискового тормоза на карданном валу, самостоятельно придется, изготовить характерные брызговики сзади. В инструкции неверно указаны места установки половин стремянок крепления продольных брусьев кузова к раме (дет. 82, 83). Брезентовый тент чрезвычайно живописен и, пожалуй, это первый случай в моей практике, когда тент из комплекта действительно достоин установки на модель. Правда, судя по фотографиям, тент на ЗиС-42М имел 3 опорных дуги, а не 5, но за такую великолепную имитацию брезента можно простить многое…

Декалью модель не комплектуется, пришлось самостоятельно нарисовать номера и обозначения, руководствуясь фото. Поскольку сам по себе украинский ЗиС-5В не больно хорош, меня заинтересовал вопрос, а нельзя ли детали полугусеничника пристроить к ЗиС-5В от «Звезды»? Скажу по секрету: можно!

Н. ПОЛИКАРПОВ


М-Хобби №5-1999
БМ-21 «ГРАД»
Масштаб: 1/35
Производитель: ICМ (ex- «Омега-К»), Киев
Характеристика: пластиковая, литая,
318 деталей, полиэтиленовые колеса, декаль

Многоствольная реактивная артиллерия, ведущая родословную от прославленных «Катюш«, развивалась весьма стремительными темпами и после Великой Отечественной. Модельные же фирмы предали эту (и многие другие) тему забвению, пока за дело не взялась киевская «Омега-К». Через 35 лет после принятия на вооружение, реактивная система залпового огня БМ-21 «Град» появилась в масштабе 1/35. Правда, пока я собирал модель, форма была перекуплена и набор появился уже под новой маркой — ICМ.

От базового набора — грузовика Урал-4320 — новинка отличается тремя новыми платами. В принципе все, что было написано про грузовик (см. М-Хобби №1/99), не считая кузова, остается в силе. Кроме того, шасси и оборудование боевой машины имеет некоторые отличия. Прежде всего, в кабине находятся блок управления пусковой установкой и радиостанция. На обеих сторонах капота, перед дверьми, установлены световые приборы, сигнализирующие о степени готовности машины к стрельбе, а справа — еще и огнетушитель. В наборе всего этого нет. Держатель запасного колеса перекочевал неизмененным с грузовика, меж тем, как на «Граде» он стоит почти по оси машины и отличается конструктивно, а маслобак (дет. В47) спрятан в недра многочисленных коробов на платформе. К слову, на одном из этих ящиков (дет. Н4) отлита лопата с совком чуть больше ладони в реальном масштабе. Глушитель на БМ-21 перенесен на внешнюю сторону рамы, а выхлопная труба заканчивается не перед задней тележкой, а выведена между ее колес. Сзади на раме должны стоять буфера (их нет и в наборе «Урала»), задние фонари абсолютно не такие, как в жизни (а на грузовике сделаны похоже). Отсутствует генератор электромотора, поворачивающего пусковую установку и кое-какие мелочи на платформе. Сама поворотная часть достаточно точна и собирается без напряга, не хуже вышла и качающаяся часть системы. Пакет трубчатых направляющих состоит из четырех горизонтальных рядов, каждый из двух половин. Трубы, по идее, имеют направляющие канавки для реактивных снарядов, огибающие их по плавной кривой справа (по ходу). На модели их нет, придется делать самим. При аккуратной сборке «пушка» сохраняет полную подвижность. Консоль с прицепом выполнена неплохо. Платформа крепится к раме с помощью тончайших стремянок (дет. И8 и И14), сделаны также тяги, выключающие заднюю подвеску при стрельбе.

Несмотря на то, что описание модели опять превратилось в подобие «дефектной ведомости», собранная машина оставляет благоприятное впечатление, ее необходимо именно доделывать, а не резать на части, пытаясь достичь подобия прототипу. Установка относится к раннему типу, на более поздних БМ-21-1 появились листы с выштамповками, прикрывающие пакет направляющих сверху и с боков. «Грады«, подобные ICМ-овскому, применялись во время афганской войны и широко поставлялись на экспорт.

А. АКСЕНОВ


М-Хобби №3-2000
Система залпового огня «Град»
Масштаб: 1/72
Производитель: Modelism, Молдавия
Характеристика: пластиковая, литая,
79 деталей, декаль

Молдаване были первыми, кто начал развивать в нашей стране тему техники в 72-м масштабе. Теперь дело, начатое фирмой Aer Moldova, продолжает новая компания с непритязательным названием Modelism, о первом изделии которой и пойдет речь.
Отливка неплохая, хотя многочисленные «зиги» рифленых площадок и задних крыльев машины получились не очень аккуратно. В комплект входят стекла водительской кабины и фар. Сымитировано П-образное сечение лонжеронов рамы автомобиля. Нижняя часть двигателя, раздаточная коробка, передние и средние карданные валы и реактивные штанги на задней тележке отсутствуют. Шины колес отлиты из резиноподобного материала и имеют более-менее правдоподобный протектор.

Чертежей установки БМ-21 на уральском шасси, я не припоминаю, но были ее фотографии в «М-Хобби» 6/99 и чертежи базового автомобиля Урал-4320 в «М-Хобби» 3/96 и «Моделист-Конструкторе» 4/2000. Забавный факт: на коробке нарисован «Град» на Урал-375Д, а в пластике сделан Урал-4320 с Камазовским двигателем.

Итак, собрав все имеющиеся материалы в кучу, «начинаем посмотреть». На шасси, предназначенных для установки систем залпового огня, не ставилась лебедка в задней части рамы, значит, деталь 24 нам не понадобится. Не нужен и дополнительный топливный бак (дет. 30) — на его месте должна быть подножка для членов расчета, сидящих на ящиках ЗИП (дет. 49). Убрав дополнительный бак, можно приклеить держатель запасного колеса правильно, без смещения вправо, почти по оси машины. Глушитель под бампером был на Урал-375, а у 4320 он расположен вдоль лонжерона рамы. Великоват основной бензобак — судя по всему, сделали 300-литровый от 375-го, вместо 200-литрового, какой должен быть на 4320. Заливную горловину и выштамповки на его донцах придется сделать самостоятельно из растянутых литников. Крестообразная выштамповка должна быть и на аккумуляторном ящике (31) над правой подножкой. Кабина, в общих чертах, с чертежами совпала, но в задней стенке забыли сделать окошко. Многого не хватает по мелочам: нет огнетушителей, фары-искателя, зеркал заднего вида, поручней и катафотов на кабине, спинок сидений и мелких ящиков ЗИП на платформе установки и т.д. В чем-то это и хорошо — такие небольшие детали едва ли хорошо получились бы в пластике, лучше сделать их самостоятельно, как я и поступил с теми же катафотами и скобами за дверцами кабины. Диски колес крайне примитивны, хотя при большом желании можно было бы доработать и их. Не удержавшись, сделал прозрачные «поворотники» и огни «автопоезд» на крыше кабины — их не демонтируют при переоборудовании базового автомобиля в «Град«.

Самая крупная неприятность состоит в том, что пакет направляющих вместе с поворотной тумбой слишком смещен к корме машины — ось вращения установки должна проходить через ось качания тележки задних колес шасси. Можно бы попытаться передвинуть все это сооружение на место, но для этого придется срезать направляющее кольцо с платформы (46).

Модель я покрасил по фотографиям, поскольку со схемами окраски и нанесения декалей в инструкции дело обстоит не лучшим образом. Схема камуфляжа есть только на видах слева (там, кстати, направляющие нарисованы верно) и спереди, а куда переводить опознавательные знаки вообще никак не поясняется. Это очень обидно, поскольку декаль богатая, 7-8 вариантов, как минимум.

Н. ПОЛИКАРПОВ


P.S. Бонус, для дочитавших до конца: