Дружище КрАЗ

«У меня есть мечта – купить старенький КрАЗ, приварить сзади спальный отсек, повесить большие баки, вывести наверх хромированные трубы и бороздить дороги России» (из письма в редакцию).

Дружище КрАЗ

Дружище КрАЗ

Этот автопоезд я увидел из далека: тягач стоял, повернувшись «спиной» вполоборота так, что было видно только длинный капот и вертикальные трубы выхлопа. При ближайшем рассмотрении оказалось, что на серебристом носу машины красуется совершенно незнакомая эмблема с надписью Cooper-Bessemer. А в облике есть что-то неуловимо знакомое…
«Это что за зверь?» — спросил я веселого парня, который сидел за рулем. «А ты как думаешь?» — ответил он вопросом на вопрос. Я ещё раз посмотрел на характерную дверь кабины: «КрАЗ»? «Точно!» — улыбнулся хозяин машины, рижанин Евгений Чернышев. Перед вами его рассказ.

«КрАЗ попал ко мне в руки осенью 1991 года — тогда я работал в организации ЗападТрансГаз на КамАЗе. Списанную в утиль машину (тогда-то это был бортовой грузовик КрАЗ-257 выпуска 1977 года) я купил как девять тонн металлолома. От кабины и оперения почти ничего не осталось, но двигатель и трансмиссия оказались целы. Это было главной удачей.

Я раздобыл новую кабину, крылья и возился с ним днем, а по вечерам сооружал в сарайчике будку — спальный отсек. Кстати, именно поэтому я выбрал для переделки не седельный тягач, а грузовик с более длинной рамой — у тягача для будки не хватило бы места.

К весне будущего года кабина и спальный отсек были готовы, пришлось поработать и над шасси. Прежде всего, родные 165-литровые «пивные кружки» (иначе кразовские топливные баки и не назовешь) я заменил на баки от СуперМАЗа. Теперь здесь стоит одна 200-литровая емкость и две — по 350 литров каждая. Конечно, хорошо бы раздобыть полированные баки…

Выхлоп надо было вывести вверх, и тут я поступил очень просто. На КрАЗе, как известно, стоит V-образная «восьмерка», поэтому отработанные газы от каждой половины двигателя я вывел в свою трубу. Теперь-то ясно, что надо было вначале направить газы в единый коллектор, а потом уж разделить: звук выхлопа получился бы не таким резким. А соорудить сами трубы было, что называется, делом техники: каждая труба собрана из полутора глушителей от ГАЗ-53 и обернута металлической сеткой.

Дальше — седло сцепки от СуперМАЗа, бампер, сделанный вручную из швеллера, радиаторная решетка, заимствованная от трактора Т-150. сначала передок был хромированным, но хром стал облезать — и пришлось покрыть его более долговечной краской — «серебрянкой». В бампер встроены американские лампы-фары, в крыльях стоят фары от ВАЗ-21011 и «противотуманки» от Bosch.

Отдельная история вышла с эмблемой. На соседнем газохранилище американцы поставили газовые компрессоры Cooper-Bessemer, сплошь в красивых эмблемах. Отсюда и появилась непонятная надпись с двумя лошадками на носу тягача…

Кабина серийного КрАЗа абсолютно не предназначена для дальних рейсов и, уж тем более, для проживания в ней — да ещё зимой. Поэтому здесь пришлось основательно потрудиться.

Прежде всего, будка и кабина скреплены не намертво, а через резиновую прокладку — амортизатор, к тому же, будка стоит на резиновых подушках. Всю конструкцию я «задул» изнутри пенополиуретаном (им заполняют борта полуприцепов — рефрижераторов). Вдобавок — вторая крыша, люк от КАаЗа, обивка с поролоновой прокладкой.

Не устраивало меня и оборудование кабины. Слабенький отопитель я выкинул, заменив на «камазовский», а в спальный отсек поставил автономную бензиновую печку от Урала с кузовом — кунгом. Зимой включишь на полчаса — и в одной рубашке сидеть можно. Красота!
Водительское кресло — от нового КраЗа, правое вращающееся сиденье — от автобуса ЛАЗ (место экскурсовода), спальные полки — не что иное, как «половинка» железнодорожного купе…

Вместо пневматических стеклоочистителей теперь стоят электрические (проводка основательно переделана), щиток приборов и подрулевой блок выключателей — от КамАЗа, есть часы и, как полагается магистральным машинам, «музыка» над головой. Рядом с сиденьем водителя — рычаг ручного тормоза прицепа.

Вот, собственно, и все. «Как самодельную машину пустили на трассу?» — спросите вы. Всё законно: официальный эксперт в Риге, занимающийся омологацией автомобилей, проверил тягач и выдав соответствующую бумагу.

Теперь я — дальнобойщик — индивидуал, работаю в фирме по договору круглый год, часто с напарником Евгением Трофимовым, таскаю из Прибалтики в Россию и обратно любые полуприцепы».

Мои впечатления от машины можно охарактеризовать одним словом: экзотика! Непривычно низкая посадка водителя, длинный капот перед глазами, выхлоп с характерной «отсечкой»…

В тот раз «два Жени» привезли в Москву трейлер с соусом Uncle Bens. А после нашей беседы Евгений съездил на КрАЗ, где поменял заднюю тележку на новую, с блокировкой межосевого и межколесных дифференциалов.

Похожие машины существуют в самых разных городах нашей страны. Ещё один КрАЗ в американском стиле встретился в Питере, но, по словам владельцев, он ездить не может и будет служить в качестве памятника. А недавно редакцию навестил водитель из объединения Псковинтеравто, где Роберт Ервландян превратил новый КрАЗ в «короля магистралей». Так что к рассказам о самодельных тягачах мы ещё вернемся…

P.S. Когда статья была написана, Евгений решил продать КрАЗ: (взамен он купил СуперМАЗ 1990 года выпуска). Те, кто заинтересовался этой машиной, могут звонить в Ригу по телефону: (0132) 99-54-57 после 19 часов.

Ф. Лапшин. Аторевю