Вторая молодость БелАЗа

Этот год юбилейный для БелАЗа: 24 сентября гиганту белорусской промышленности исполнилось полвека.

50 лет назад около железнодорожной станции Жодино в соответствии с Законом о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства СССР было начато строительство завода торфяного машиностроения (позже переименованный в завод дорожных и мелиоративных машин «Дормаш«).

В 1958 году с конвейера сошел первый самосвал «МАЗ-525» грузоподъемностью 25 тонн. По тем временам он казался чудо-богатырем. Кстати, в том году предприятие получило нынешнее название — Белорусский автомобильный завод.

Спустя всего два года здесь приступили к проектированию самосвалов принципиально новой конструкции, предназначенных для разработки месторождений полезных ископаемых открытым способом. Так было положено начало промышленному выпуску целого семейства многотонных «БелАЗов». За четыре десятилетия произведено 116 тысяч карьерных самосвалов свыше 400 модификаций, многие из которых успешно трудятся в составе горнотранспортных комплексов по всему миру.

Сегодня ПО «БелАЗ» — единственное в СНГ специализированное предприятие по производству большегрузных карьерных самосвалов и одно из немногих в мире, выпускающих подобную технику серийно.

Недавно наш корреспондент побывал у жодинских автомобилестроителей и встретился с заместителем генерального директора по производству Юрием Ивановичем ПОТОТУРКО.

— Юрий Иванович, в конце года, тем более юбилейного, принято подводить итоги. Какие они у БелАЗа?

— Нынешний год выдался нелегким. Экономическая ситуация в республике и СНГ вам известна: отсюда и материально-технические, финансовые трудности. Они «бьют» одинаково по всем — малым и крупным предприятиям типа нашего. И тут уже от предприимчивости, инициативы их руководителей, трудовых коллективов зависит умение «держать удар».

Вот лишь один пример из жизни. Несколько месяцев Ярославский моторный завод лихорадило, поставки моторов были неритмичны, с перебоями. БелАЗ вынужденно работал, что называется, с колес. Это, конечно, ненормальное явление. Оно лишний раз показывает, насколько тесно переплетены наши, я имею в виду прежде всего Беларусь и Россию, хозяйственно-экономические связи.

Несмотря на все трудности, в этом году мы выпустим около тысячи машин всех модификаций. Производственные показатели должны быть не ниже прошлогодних — такова задача минимум.

Недавно подписано соглашение с Чехией о предоставлении БелАЗу под гарантию белорусского правительства крупного товарного кредита. Он позволит нам в сжатые сроки провести реконструкцию производства, обновить материально-техническую базу.

— Что сегодня представляет собой производство БелАЗа?

— Это сложный сбалансированный механизм: два сборочных конвейера, на которых производится сборка карьерных самосвалов грузоподъемностью от 30 до 200 тонн; экспериментальный цех, где делает первые «шаги» техника завтрашнего дня; ряд цехов основного производства, в которых сосредоточено механообрабатывающее, сварочное, прессовое, термическое, покрасочное и другие производства; вспомогательные цеха, позволяющие обеспечить бесперебойный ритм работы предприятия.

Для того чтобы максимально сократить сроки внедрения новых изделий в серию, предпринимается целый комплекс мер — от внедрения высокопроизводительных гибких технологий, освоения выпуска на предприятии изделий, поступающих на БелАЗ по кооперации, до подготовки высококвалифицированного персонала, рабочих и инженерно-технических специалистов, способных решать поставленные перед ними задачи.

Только за последние пять лет наше предприятие практически полностью обновило гамму выпускаемой им продукции. Большая часть того, что разрабатывается сегодня отделом главного конструктора, создается по заказам наших потребителей.

В настоящее время готовится проект технического перевооружения производства, реализация которого намечена на ближайшие два-три года. В частности, планируется внедрить на предприятии более ста пятидесяти обрабатывающих центров и станков с числовым программным управлением.

— Это, видимо, в еще большей степени повысит качество и надежность «БелАЗов»…

— Несомненно. Мы хорошо понимаем, что в условиях рынка нужно постоянно совершенствовать выпускаемую продукцию, чтобы она была конкурентоспособной. А это — улучшение проектирования и конструкторских разработок с учетом мирового опыта автомобилестроения, усиление входного контроля качества поступающих к нам сырья и комплектующих, внедрение международных стандартов ISO серии 9000, дальнейшее развитие сервисных услуг.

Ко многому обязывает торговая марка «БелАЗ» и полученные высокие награды: Международная бриллиантовая звезда качества, XVIII международный приз «За технологию и качество» и Х Золотой приз Америки «За качество«, которого завод удостоился в нынешнем, юбилейном году.

— Какие двигатели, кроме упоминавшегося уже Ярославского моторного завода, устанавливают сегодня на «БелАЗы»?

— В настоящее время ваша карьерная техника приспособлена к установке двигателей всех ведущих моторостроительных фирм мира, будь то «Детройт«, «Камминз«, «КХД Дойтц» или «Мерседес«. Все зависит от желания и финансовых возможностей заказчика.

— Известно, что практически все «БелАЗы» идут за пределы республики: дома этим уникальным мощным машинам попросту нет работы. Как выглядит БелАЗ на карте мира?

— Впервые на внешний рынок наше предприятие вышло еще в 1959 году, поставив в Китай партию самосвалов «МАЗ-525» грузоподъемностью 25 тонн. Следующими странами-импортерами стали Египет и Индия.

Сегодня нашу продукцию хорошо знают более чем в пятидесяти государствах. Назову лишь некоторые, где мы прочно завоевали свое место «под солнцем»: Германия, Турция, Греция, ЮАР, Болгария, Вьетнам. Почти за четыре десятилетия Белорусским автозаводом в дальнее зарубежье отправлено около пятнадцати тысяч самосвалов различной грузоподъемности. Причем в зависимости от условий эксплуатации используется различная комплектация. Например, для изготовления машин для Крайнего Севера и Дальнего Востока мы применяем морозостойкие материалы, устанавливаем обогреватели для запуска двигателя, кабины с усиленной теплоизоляцией и более эффективной системой отопления. И наоборот, дополнительным кондиционером оснащаем кабины самосвалов в «тропическом» исполнении.

Что касается республик бывшего СССР, то и раньше, и сейчас основными потребителями нашей уникальной продукции являются Россия, Украина и Казахстан. Переживаемый или экономический кризис несколько снизил объемы поставок «БелАЗов» в данные страны. Но, я надеюсь, это временное явление.

— Какое внимание уделяется послепродажному обслуживанию «БелАЗов» (сегодня это, напомним читателям, самосвалы грузоподъемностью от 30 до 200 тонн, с гидромеханической и электромеханической трансмиссией)?

— Постоянное. У нас созданы и действуют под патронажем производственно-сервисной службы объединения более двадцати региональных центров. Наиболее крупные из них — ТОО «Балхаш-БелАЗ сервис», АОЗТ «Кузбасс-БелАЗ сервис», ДП московский «БелАЗ автосервис» и другие. В 1997 году мы начали формировать единую сервисно-сбытовую сеть, создали филиалы в Кривом Роге — УкрБелАЗ, в Новосибирске — ЗАО «Белавтосиб». В основе всей этой работы — заинтересованность и стремление к тому, чтобы каждый изготовленный и проданный самосвал оставался в зоне нашего внимания с начала и до конца эксплуатации.

— Многие знают, что, кроме карьерных большегрузных самосвалов, завод выпускает различную спецтехнику, наладил сборку малотоннажных автомобилей «Люблин-БелАЗ«…

— Руководство завода давно сделало ставку на комплексную поставку карьерной техники. Кроме самосвалов, наши производственные возможности позволяют изготавливать погрузчики, колесные бульдозеры на их базе, поливооросительные машины, тягачи-эвакуаторы, передвижные технические мастерские, полуприцепы, спецтранспорт для металлургической промышленности и так далее.

Не замыкаясь на карьерной тематике, БелАЗ совместно с Daewoo Motor Polska освоил выпуск малотоннажных автомобилей «Люблин-БелАЗ» грузоподъемностью до двух тонн.

Кроме того, мы производим более пятидесяти видов товаров народного потребления, в том числе и известные автолюбителям полуприцепы, багажники для легковых машин.

— Сколько человек трудится сегодня на БелАЗе?

— Около восьми тысяч. Все, что создано заводом за пятьдесят лет, — это заслуга наших людей.

Решая актуальные непростые задачи сегодняшнего дня, БелАЗ уверенно смотрит в ХХI век. Разработанная и утвержденная межгосударственная производственно-экономическая совместная программа «Развитие карьерной техники до 2001 года» определила перспективные направления деятельности предприятия.

Инвестиционный проект (общая стоимость которого свыше 270 миллионов долларов) послужит мощным импульсом в развитии ПО «БелАЗ«, станет знаменательной вехой и второй молодостью белорусского автогиганта.

Беседовал Григорий СОЛОНЕЦ.